ДЕКАРТ

ДЕКАРТ (Descartes) Рене (латинизированное
имя -Картезий; Re-natus Cartesius) [31. 3. 1596, Лаэ (Ту-рень), -11.2.
1650, Стокгольм], французский философ и математик. Происходил из старинного
дворянского рода. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу.
В начале Тридцатилетней войны служил в армии, которую оставил в 1621; после
нескольких лет путешествий переселился в Нидерланды (1629), где провёл
двадцать лет в уединённых науч. занятиях. Здесь вышли его гл. соч. -"Рассуждение
о методе..." (1637, рус. пер. 1953), "Размышления о первой философии..."
(1641, рус. пер. 1950), "Начала философии" (1644, рус. пер. 1950). В 1649
по приглашению швед, королевы Кристины переселился в Стокгольм, где вскоре
умер.


Осн. черта филос. мировоззрения Д.-дуализм
души
и тела, "мыслящей" и "протяжённой" субстанции. Отождествляя материю с протяжением,
Д. понимает её не столько как вещество физики, сколько как пространство
стереометрии. В противоположность ср.-век. представлениям о конечности
мира и качеств, разнообразии природных явлений Д. утверждает, что мировая
материя (пространство) беспредельна и однородна; она не имеет пустот и
делима до беспредельности (это противоречило идеям возрождённой во времена
Д. антич. атомистики, к-рая мыслила мир состоящим из неделимых частиц,
разделённых пустотами). Каждую частицу материи Д. рассматривал как инертную
и пассивную массу. Движение, к-рое Д. сводил к перемещению тел, возникает
всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу др. телом.
Общей же причиной движения в дуали-стич. концепции Д. является бог, к-рый
сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет их.


Учение Д. о человеке также дуалистично.
Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма
с душой, обладающей мышлением и волей. Взаимодействие между телом и душой
совершается, по предположению Д., посредством особого органа -т. н. шишковидной
железы. Из всех способностей человеческой души Д. на первое место выдвигал
волю. Гл. действие аффектов, или страстей, состоит, по Д., в том, что они
располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело. Сам бог
соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных. Наличие
сознания у животных Д. отрицал. Будучи автоматами, лишёнными души, животные
не могут думать. Тело человека (как и тело животных) представляет собой,
согласно Д., всего лишь сложный механизм, созданный из материальных элементов
и способный, в силу механич. воздействия на него окружающих предметов,
совершать сложные движения.


Д. исследовал строение различных органов
животных, а также строение их зародышей на различных стадиях развития.
Физиол. работы Д. осн. на учении У. Гарвея о кровообращении. Он
впервые попытался выяснить сущность "непроизвольных" и "произвольных" движений
и описал схему рефлекторных реакций, в к-рой представлены центростремительная
и центробежная части рефлекторной дуги. Д. считал рефлекторными не только
сокращения скелетной мускулатуры, но и многие вегетативные акты.


В круге вопросов философии, к-рые разрабатывал
Д., первостепенное значение имел вопрос о методе познания. Как и Ф. Бэкон,
Д.
видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы,
в открытии и изобретении технич. средств, в познании причин и действий,
в усовершенствовании самой природы человека Д. ищет безусловно достоверное
исходное основоположение для всего знания и метод, посредством к-рого возможно,
опираясь на это основоположение, построить столь же достоверное здание
всей науки. Ни этого оснсво-положения, ни этого метода он не находит в
схоластике. Поэтому исходный пункт филос. рассуждений Д. - сомнение в истинности
общепризнанного знания, охватывающее все виды знания. Однако, как и у Бэкона,
сомнение, с к-рого начинал Д., есть не убеждение агностика, а только предварит,
методический приём. Можно сомневаться в том, существует ли внешний мир,
и даже в том, существует ли моё тело. Но само моё сомнение во всяком случае
существует. Сомнение же есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку
я мыслю. Если, т.о., сомнение - достоверный факт, то оно существует лишь
поскольку существует мышление, поскольку существую я сам в качестве мыслящего:
"...Я мыслю, следовательно я существую..." (Избр. произв., М., 1950, с.
282).


Идеализм Д. связан с религ. предпосылками
его системы. Для доказательства реального существования мира, по Д., необходимо
предварительно доказать существование бога. Это доказательство Д. строил
по образцу онтологич. доказательства бога Ансельма Кентерберийско-го (см.
в ст. Бог). Но если бог существует, то в силу его совершенства исключается
возможность того, чтобы он нас обманывал. Поэтому существование объективного
мира также достоверно.


В учении о познании Д. был родоначальником
рационализма,
к-рый
сложился в результате наблюдений над логич. характером математич. знания.
Математич. истины, по Д., совершенно достоверны, обладают всеобщностью
и необходимостью, вытекающими из природы самого интеллекта. Поэтому Д.
отвёл исключит, роль в процессе познания дедукции, под к-рой он понимал
рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы)
и состоящее из цепи также достоверных логич. выводов. Достоверность аксиом
усматривается разумом интуитивно, с полной ясностью и отчётливостью. Для
ясного и отчётливого представления всей цепи звеньев дедукции нужна сила
памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или интуиции,
имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции. Вооружейный достоверными
средствами мышления - интуицией и дедукцией, разум может достигнуть во
всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться
истинным методом. Правила рационалистич. метода Д. состоят из четырёх требований:


1) допускать в качестве истинных только
такие положения, к-рые представляются ясными и отчётливыми, не могут вызвать
никаких сомнений в их истинности;


2) расчленять каждую сложную проблему на
составляющие её частные проблемы или задачи; 3) методически переходить
от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному и 4) не допускать
никаких пропусков в логич. звеньях исследования. Совершенство знания и
его объём определяются, по Д., существованием в нас врожденных идей,
разделяемых
Д. на врождённые понятия и врождённые аксиомы. Достоверно известно очень
немногое о телесных вещах; гораздо больше мы знаем о человеческом духе
и ещё больше о боге.


Учение Д. и направление в философии и естествознании,
продолжавшее его идеи, получило название картезианства - от латинизированной
формы имени Д. Он оказал значительное влияние на последующее развитие науки
и философии, причём как идеализма, так и материализма. Учения Д. о непосредств.
достоверности самосознания, о врождённых идеях, об интуитивном характере
аксиом, о противоположности материального и идеального явились опорой для
развития идеализма. С др. стороны, учение Д. о природе и его всеобщий ме-ханистич.
метод делают философию Д. одним из этапов материалистич. мировоззрения
нового времени. В. Ф. Асмус.


В "Геометрии" (1637) Д. впервые ввёл понятия
переменной величины и функции. Переменная величина у Д. выступала в двойной
форме: как отрезок переменной длины и постоянного направления - текущая
координата точки, описывающей своим движением кривую, и как непрерывная
числовая переменная, пробегающая совокупность чисел, выражающих этот отрезок.
Двоякий образ переменной обусловил взаимопроникновение геометрии и алгебры.
У Д. действительное число трактовалось как отношение любого отрезка к единичному,
хотя сформулировал такое определение лишь И. Ньютон; отрицательные числа
получили у Д. реальное истолкование в виде направленных ординат. Д. значительно
улучшил систему обозначений, введя общепринятые знаки для переменных величин
(x, y, z,...) и коэффициентов (а, b, с,...), а также обозначения
степеней (,x4, а5,...). Запись формул
у Д. почти ничем не отличается от современной. Д. положил начало ряду исследований
свойств уравнений: сформулировал правило знаков для определения числа положительных
и отрицательных корней, поставил вопрос о границах действительных корней
и выдвинул проблему приводимости (представления целой рациональной функции
с рациональными коэффициентами в виде произведения двух функций такого
же рода), указал, что уравнение 3-й степени разрешимо в квадратных радикалах
и решается с помощью циркуля и линейки, когда оно приводимо. В аналитической
геометрии, к-рую одновременно с Д. разрабатывал П. Ферма, осн. достижением
Д. явился созданный им метод координат. В область изучения геометрии Д.
включил "геометрические" линии (назв. позднее Г. Лейбницем алгебраическими),
к-рые можно описать движениями шарнирных механизмов. Трансцендентные ("механические")
кривые Д. исключил из своей геометрии. В "Геометрии" Д. изложил способ
построения нормалей и касательных к плоским кривым (в связи с исследованиями
линз) и применил его, в частности, к нек-рым кривым 4-го порядка, т.н.
овалам Декарта. Заложив основы аналитич. геометрии, сам Д. продвинулся
в этой области недалеко - не рассматривались отрицательные абсциссы, не
затронуты вопросы аналитической геометрии трёхмерного пространства. Тем
не менее его "Геометрия" оказала огромное влияние на развитие математики.
В переписке Д. содержатся и др. его открытия: вычисление площади циклоиды,
проведение касательных к циклоиде, определение свойств логарифмич. спирали.
Из рукописей Д. видно, что он знал (открытое позднее Л. Эйлером) соотношение
между числами граней, вершин и рёбер выпуклых многогранников.


Соч.: CEuvres, publiees par Ch. Adam et
P. Tannery, t. 1-12, suppl.. P., 1897-1913; Correspondence, publ. par Ch.
Adam et G. Mithaud, v. 1-6, P.,1936 -56; в рус. пер.-Соч., т. 1, Казань,
1914; Избр. произв., [М.], 1950; Геометрия, с прил. избр. работ П. Ферма
и переписки Декарта, М.- Л., 1938.


Лит.:Вилейтнер Г., История математики
от Декарта до середины 19 столетия, пер. с нем.. 2 изд., М., 1966; Любимов
Н. А., Философия Декарта, СПБ, 1886; Фу лье А., Декарт, пер. с франц.,
М., 1895; Фишер К., История новой философии, т. 1 - Декарт, его жизнь,
сочинения и учение, пер. [с нем.], СПБ, 1906; Спиноза Б., Принципы философии
Декарта, М., 1926; Быховский Б. Э., Философия Декарта, М.- Л., 1940; Асмус
В. Ф., Декарт, М., 1956; L а р о r t e J., Le rationalisme de Descartes,
P., 1945; LefevreR., La vocation de Descartes, pt. 1, P., 1956; A 1 q u
i ё F., Descartes, P., 1963; Sebba G., Bibliografia cartesiana, The Hague,
1964.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я