ДЕИЗМ

ДЕИЗМ (от лат. deus - бог), религ.-фи-лос.
воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно к-рому
бог, сотворив мир, не принимает в нём к.-л. участия и не вмешивается в
закономерное течение его событий. Т. о., Д. противостоит как теизму,
в
основе к-рого лежит представление о божеств, провидении и постоянной связи
человека и бога, так и пантеизму,
растворяющему бога в природе,
и атеизму,
вообще отрицающему само существование бога. Д. выступил
с идеей естеств. религии, или религии разума, к-рую он противопоставил
религии откровения. Естеств. религия, по учениям деистов, является общей
для всех людей и представляет собой норму для всех позитивных религий,
в т. ч. и христианства.


Д. развился прежде всего в Великобритании.
Родоначальником его считается англ, философ лорд Чербери (17 в.), развивший
идею религии разума ("Трактат об истине", 1624). К Д. примыкали мыслители
различных направлений -как идеалисты, так и материалисты, причём для последних,
по словам Маркса, Д. "...есть не более как удобный и лёгкий способ отделаться
от религии" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). Наивысшее
развитие Д. получил в 1-й пол. 18 в. В Великобритании деистами были Дж.
Толанд,
видевший
в христианстве лишь нравств. учение, А. Коллинз, М. Тиндаль, А. Шефтсбери,
Г.
Болингброк; в Америке - Т. Джефферсон, Б. Франклин,
И. Аллеи, Т.
Пейн. Близко к Д. стоял Дж. Локк. Высказанный Д. Юмом
взгляд на
религию как проистекающую из страха и надежды, делал ненужным допущение
бездеятельного бога-творца ("Диалоги о естественной религии", 1779). Во
Франции идеи Д. проводил Вольтер, к Д. приближался Ж. Ж. Руссо.
С
критикой Д. выступали франц. материалисты 18 в. В Германии Д. распространялся
на почве филос. рационализма (Г. В. Лейбниц, Г. Э. Лессинг). Идеи Д. своеобразно
преломились в соч. И. Канта "Религия в пределах только разума" (1793, рус.
пер. 1908). Среди рус. прогрессивных мыслителей Д. получил распространение
в кон. 18- нач. 19 вв. (И. П. Пнин, И. Д. Ертов, А. С. Лубкин, нек-рые
декабристы). В целом Д. сыграл положит, роль в развитии свободомыслия 17-18
вв.; в дальнейшем утратил своё прогрессивное значение.


В совр. бурж. философии Д. не имеет самостоят,
значения, но его придерживаются мн. естествоиспытатели, к-рые в закономерности
и упорядоченности мира видят доказательство бытия его создателя.


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр.
произв., т. 2, М., 1952, с. 97 - 99; [О р б и н с к и и Р. В.], Английские
деисты 17 и 18 столетий, "Записки Новороссийского ун-та", 1868, год 2,
т. 3, в. 1; Роговин С. М., Деизм и Давид Юм. Анализ "Диалогов о естественной
религии", М., 1908; Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [Рязань,
1930]; Lechler G. V., Geschichte des englischen Deismus, Stuttg., 1841;
S а у о u s Ed., Les deistes anglais et le christianisme... (1696-1738),
P., 1882; Т о г-rey N. L., Voltaire and the English deists, New Haven -
Oxf., 1930; Orr J., English, deism. Its roots and fruits, Grand Rapids
(Mass.), 1934; Schlegel D. В., Shaftes-bury and the French Deists, Chapel
Hill, 1956.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я