ДВОРЦЫ И

ДВОРЦЫ И <ДОМА ПИОНЕРОВ ИШКОЛЬНИКОВ,
внешкольные
учреждения системы мин-в просвещения (нар. образования)
союзных
республик; являются организационными и инструктивно-методич. центрами массовой
внешкольной учебно-воспитательной работы с уч-ся; решают вместе со школой,
пионерской и комсомольской организациями задачи коммунистич. воспитания
подрастающего поколения. Подразделяются на районные, городские, областные,
краевые, республиканские; работают под руководством соответствующих органов
нар. образования, советов пионерской организации и комитетов комсомола.


Первые Д. и д. п. и ш. в СССР были
открыты в 1923-24 в Москве. В 30-е гг. Д. и д. п. и ш. организованы в Ленинграде,
Свердловске, Тбилиси, Киеве, Иркутске и др. городах и районах страны. В
1971 в СССР работало св. 3,5 тыс. Д. и д. п. и ш. Кружки, секции,
клубы
и др. детские творческие коллективы создаются и работают в Д. и д. п. и
ш. с учётом возраста, уровня знаний и интересов детей,
местных
условий, специфики развития нар. х-ва данного района, города, села
и др. Учебно-воспитательная работа (политико-массовая, культурно-просветительная,
в области технич. и художеств. творчества, туристско-крае-ведческая,
экскурсионная,
юннатская,
военно-спортивная)
направлена на воспитание любви и интереса к труду, знаниям, на развитие
творческих способностей подростков, на проф. ориентацию детей, на развитие
самодеятельности и обществ. активности школьников.


Кружковая работа строится по примерным
программам, утверждённым Мин-вом просвещения СССР и Центр. советом Всесоюзной
пионерской организации, и не дублирует школьные программы. Каждый кружок,
клуб, секция и др. коллектив (уч. мастерская, лаборатория, ансамбль, оркестр,
хор, детский театр) Д. и д. п. и ш. является методич. лабораторией
для аналогичных детских объединений в школах, в школьных учреждениях по
месту жительства пионеров, в лагерях и др. Один из осн. принципов кружковой
работы в Д. и д. п. и ш.-"Научился сам - научи товарища".


Д. и д. п. и ш. организуют и проводят
пионерские праздники, слёты, конференции, смотры, конкурсы, выставки детского
творчества, олимпиады по предметам школьной программы, спартакиады, военно-спортивные
игры,< туристские походы и лагеря.


Д. и д. п. и ш. оказывают методич.
помощь в совершенствовании содержания, форм и методов внеклассной и внешкольной
работы пионерскому и комсомольскому активу, педагогам, работникам внешкольных
учреждений, а также общественникам, организующим досуг детей по месту жительства.
С этой целью Д. и д. п. и ш. совместно с институтами усовершенствования
учителей,
советами пионерской организации и комитетами комсомола организуют
семинары, клубы, ун-ты актива,< лагерные сборы, методич.
объединения для педагогов и родителей по различным направлениям учебно-воспитательной
работы, подготавливают методич. лит-ру и др.


За успешную работу по коммунистич.
воспитанию подрастающего поколения Московский, Ленинградский и Тбилисский
дворцы пионеров и школьников награждены орденами Трудового Красного Знамени.
О.И.
Грекова.



Вначале Д. и д. п. и ш. размещались
гл. обр. в переоборудованных для этих целей особняках и дворцах (Дворец
пионеров в быв. Аничковом дворце в Ленинграде, 1937, арх. А. И. Гегелло,Д.
Л. Кричевский). В начавшемся с сер. 1930-х гг. строительстве новых
зданий для Дворцов и домов пионеров преобладали подражания формам дворцовой
архитектуры прошлых эпох. Лишь с кон. 1950-х гг. на основе использования
совр. строит. техники, конструкций и материалов появились новаторские
образцы этого типа зданий, объёмно-планировочное решение и внешний облик
к-рых наиболее полно соответствует социальному назначению Д. и д. п. и
ш. (крупнейший в СССР, построенный на средства комсомола Дворец пионеров
и школьников на Ленинских горах в Москве, 1959-63, архитекторы И. А. Покровский,
Ф. А. Новиков, B. C. Егерев, В. С. Кубасов, Б. В.Па-луй, М. Н. Хажакян,
инж. Ю. И. Ионов и др.; Дворец пионеров в Киеве, 1965, архитек-торы А.
М. Милецкий, Э. А. Бильский и др.). Структура совр. Д. и д. п. и
ш., малоэтажных в силу специфики работы с детьми, слагается из отд. функциональных
зон и групп помещений в соответствии с характером проводимой работы (политико-массовой,
юннатской, в области технич. и художеств. творчества и др.). Наличие
разнообразных по назначению и оборудованию помещений определяет сложную,
расчленённую форму мн. зданий Д. и д. п. и ш., с обособлением каждой функции
в самостоят. объём (т. н. блочный тип). В зданиях Д. и д. п. и ш.
коридорного типа различные помещения располагаются вдоль коридора, окружающего,
как
правило, внутр. дворик. Большая роль во Д. и д. п. и ш. принадлежит
синтезу
искусств.
Единое целое с композицией здания Д. и д. п. и ш. образует
планировка прилегающего участка с площадью парадов, игровыми и спортивными
площадками и др. сооружениями. В. В. Кириллов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я