ДВОРЕЦ

ДВОРЕЦ (от "княжий двор" - жилище
князя), монументальное парадное здание. Первоначально резиденция только
властителя, позднее - представителей высших слоев общества (см. также Замок,
Палаццо);
в 13-15 вв. Д. стали наз. также важнейшие здания органов
гос. власти, а с 19 в.- особо значит. сооружения различного обществ. назначения.
Для дворцового строительства разных эпох характерно участие выдающихся
зодчих, живописцев, мастеров декоративного иск-ва. Д. обычно отличаются
крупными размерами, монументальными формами. В рабовладельч. деспотиях
Востока и в вост. части Средиземноморья строительство Д. было во многом
связано с задачами представительности и гос. идеологии и сыграло существ.
роль в развитии архитектуры. Во Д. егип. фараонов (напр.,< Рамсеса
III в Мединет-Абу, 12 в. до н. э.) превалировали помещения для торжеств.
приёмов и церемоний, Д. крито-микенской эпохи (кносский Д. на о. Крит,
20-15 вв. до н. э.) при большом числе дворов и постепенной пристройке
множества помещений составляли сложнуюкомпозицию внутр. пространств. В
персидских Д. (в Персеполе, 6-4 вв. до н. э.)
сохранились руины
торжественных входов, широких лестниц, многоколонных залов.

0731-32.jpg


Комплекс дворца в Кносе на острове
Крит. 20-15 вв. до н. э. Разрез (по х-у) и план: а - двор; 6
-
жилая часть; в - главная лестница; г - "восточный бастион";
д
-
склады керамики; е - юго-западный портик; ж - западная
пристройка; з - пропилеи; и - западные склады; к - арсенал;
л
-
театр; м - северный зал; о - "старая крепость"; п - тронный зал;
р - ступенчатый портик; с - святилище.



Новая важная фаза в развитии архитектуры
Д. с заранее продуманной композицией начинается с постройки Д. римского
имп. Августа (14 г. н. э.); за ним последовали Д. др. императоров,возводившиеся
в Риме на Палатинском холме[отсюда лат. назв. Д.- palatium, лёгшее в основу
соответств. терминов в языках романской группы - palazzo (итал.),
раlais (франц.), возможно, русского - палата]. Римские Д.
отличались строгой симметрией осн. репрезентативных, роскошно отделанных
помещений (дворец Флавиев, 1 в. н. э.), к-рые располагались вокруг
одного или неск. дворов,< превращённых в сады с фонтанами, водоёмами
и скульптурой; разнообразные в плане залы были перекрыты сводами и куполами,
к-рые создавали стройную систему соподчинённых внутр. пространств ("Золотой
дом" Нерона, 1 в. н. э.). Величеств. руины этих Д. поражают размахом,
монументальностью, грандиозностью масштабного строя.


Влияние развитых в римских Д. архит.
приёмов сказалось в архитектуре Д. императоров и наместников в римских
ев-роп., азиат. и афр. провинциях, а также в странах, входивших в Визант.
империю, где они видоизменялись соответственно местным условиям и художеств.
традициям [дворец Диоклетиана в Сплите (ок. 300), Большой дворец
(4-6 вв.) и Буколеон (5-8 вв.) в Константинополе]. Мавританская
архитектура 13-14 вв., отличавшаяся изощрённостью и богатством декора (Д.
в Сицилии, Альгамбра в Гранаде и др.), оказала частичное
влияние на развитие дворцовой архитектуры Европы (особенно Испании).


С развитием ср.-век. городов-республик
в Европе появились Д. органов муниципального самоуправления и должностных
лиц (напр., в Италии: Палаццо Пуб-лико в Сиене,< 1297-1310, Дворец
дожей
в Венеции, Палаццо делла Синьория, или Веккьо, во Флоренции,
13-15 вв.). Наряду со светской знатью Д. строили также представители
духовенства (папские Д. в Орвието, 13 в., и в Авиньоне, 14 в.; патриаршие
и архиерейские палаты на Руси). Монументальные Д. 15-16 вв. с просторными
внутр. дворами, с помещениями для библиотек, залами для собраний живописи,
уникальных предметов и т. д., нередко занимавшие целый квартал города,
оказали (в эпоху абсолютных монархий) значит. влияние на формирование
нового типа Д.- королевского, императорского, царского, в к-ром парадная
репрезентативность получила дальнейшее развитие (Эскориал близ Мадрида,
16 в.; Лувр в Париже, 16- 18 вв.). Характерной чертой дворцовых
композиций стала анфилада, побуждавшая посетителя к движению, в
ходе к-рого перед ним раскрывались всё новые архитектурно-пространств.
эффекты. Композиция фасада строилась на сопоставлении гладких стен, украшенных
колоннадами, и сильно выступающих ризалитов, к-рые как бы связывали
здание с окружающим пространством. Расположенные, как правило, на
гл. планировочной оси площади, парка, сада, здания, Д. доминируют над окружающим
пространством (Версаль; Бленим в Оксфордшире, Англия, 1705-24; Шёнбрунн
в Вене, 1695-1749; Палаццо Реале в Ка-зерте близ Неаполя, с 1752). Тот
же принцип вполне самостоятельно разрабатывался во дворцовой архитектуре
Востока (Императорский дворец в Пекине - огромный комплекс жилых
зданий, павильонов и храмов, расположенных среди садов, поднимавшихся террасами
к центру осевой композиции).


В рус. дворцовых комплексах 12-17 вв.
ярко выражена такая нац. черта архитектуры, как живописность пространств.
композиции, в к-рой органически сочетались различные по функцион. назначению
части здания (хоромы, сени, терема, службы); среди них важное значение
имели высотные объёмы церквей, колоколен и т. д. (княжеский Д. в Боголюбове,
12 в.; Теремной Д. Моск. Кремля, 17 в.; деревянный Д. в Коломенском,17
в.). Д. 18-нач. 19 вв. грандиозностью размеров, сложностью и в то же время
чёткостью объёмно-пространств. структуры близки зап.-европ., но отличаются
звучностью цветового решения фасадов (дворцы Петербурга, Москвы, Киева,
многочисленные загородные царские Д. и Д. в дворянских усадьбах).

0731-33.jpg


Вверху - Александровский дворец в Царском
Селе (ныне г. Пушкин; 1792 - 96, архитектор Дж. Кваренги), план. Внизу-
дворец (1695-1700, архитектор И. Б. Фишер фон Эрлах; 1744-49, архитектор
Н. Пакасси) и парк (ок. 1705-06) Шёнбрунн в Вене. План: 1 - почётный двор;
2 - бассейны; 3 - проходной зал; 4 - цветник; 5 -
павильон "Глориетта"; 6 - оранжерея; 7 - "Тирольский сад";
8 - "Грот Нептуна"; 9 - сад; 10 - театр; 11- ботанический
сад; 12 - бассейн с группой наяд; 13 -"Римская руина"; 14 - зверинец.

С сер. 19 в. Д.- крупные, часто роскошно
отделанные общественные здания различного назначения ("Хрустальный дворец"
на Всемирной выставке в Лондоне, 1851; Дворец спорта в Риме, 1960; и др.).
Термин "Д." не связывается теперь с определённым типом сооружения. Многофункциональные
Д. спорта трансформируются, например,< в хоккейный или водный стадион,
аудиторию, выставочный зал. В сов. архитектуре появились новые типы Д.-
Д. съездов в Моск. Кремле, дворцы культуры, дворцы и дома пионеров и школьников,
Д. искусств (в Ташкенте, 1968), Д. бракосочетаний (в Тбилиси, 1964).
Они включают один или несколько зрительных залов-аудиторий, обширные фойе-кулуары,
многочисленные комнаты для кружковых занятий, подчинённые центральному
помещению: во Д. пионеров это Ленинский зал, во Д. искусств - выставочный
зал, во Д. бракосочетаний - зал торжественных актов.


Илл. см. на вклейке, табл. LII (стр.
544-545).


Лит.: Успенский А. И., Императорские
дворцы, т. 1 - 2, М., 1913; Брунов Н. И., Дворцы Франции XVII и XVIII веков,
[М.], 1938; Swoboda К. М., Romische und romanische Palaste, W., 1924; Chierici
G., 11 palazzo italiano dal secolo XI al secolo XIX, pt. 1-3, Mil., [1952-57].
В.
Ф. Маркузон.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я