ДАРГОМЫЖСКИЙ

ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
[2(14).2.1813, с. Троицкое, ныне Бе-лёвского р-на Тульской обл.,-5
(17).1. 1869, Петербург], русский композитор. Учился пению,
игре на фп. и скрипке. В кон. 20- нач. 30-х гг. 19 вв. изданы первые сочинения
Д. (романсы, фп. пьесы). Решающую роль в его муз. развитии сыграла
встреча с М. И. Глинкой (нач. 1835). В 1837-41 Д. написал первую
оперу -"Эсмеральда" (по роману В. Гюго "Собор Парижской богоматери", пост.
1847, Москва), в к-рой отразились романтич. тенденции, характерные
для его раннего творчества. В 40-х гг. создал ряд лучших романсов, в
т. ч. "Я вас любил", "Свадьба", "Ночной зефир". Главное произв.
Д.- опера "Русалка" (по одноим. драматич. поэме Пушкина, пост. 1856, Петербург).


С кон. 50-х гг. широко развернулась
муз.-обществ. деятельность Д. В 1859 он был избран чл. комитета Рус. муз.
об-ва. В это время сблизился с группой молодых композиторов, известной
впоследствии под назв. "Могучая кучкам"; участвовал в работе сатирич.
журн. "Искра" (позже и "Будильника").


В 60-х гг. Д. обратился к симф. жанру
и создал 3 оркестровые пьесы, осн. на нар. темах: "Баба-яга, или
С Волги nach Riga" (1862), "Малороссийский казачок" (1864), "Чухонская
фантазия" (1867). В 1864-65 совершил заграничную поездку (впервые
был за границей в 1844- 1845), во время к-рой в Брюсселе исполнялись
нек-рые его произведения. В 1866 Д. начал работать над оперой "Каменный
гость" (по Пушкину), поставив новаторскую задачу - написать оперу
на полный, неизменённый текст лит. произведения. Работа не была завершена.
По завещанию автора неоконч. 1-ю картину дописал Ц. А. Кюи, а инструментовал
оперу Н. А. Римский-Корсаков (пост. 1872, Петербург).


Д. вслед за Глинкой заложил основы
рус. классич. муз. школы. Развивая нар.-реалистич. принципы музыки Глинки,
он
обогатил их новыми чертами. В творчестве Д. нашли отражение тенденции критич.
реализма 40-60-х гг. 19 в. В ряде произв. (опера "Русалка", песни "Старый
капрал", "Червяк", "Титулярный советник") он с большой остротой
воплотил тему социального неравенства. Для лирики Д. характерно стремление
к детальному психологич. анализу, к обнажению сложных душевных противоречий.
Он тяготел преим. к драматич. формам выражения. В "Русалке",< по
словам композитора, его задачей было воплощение драматических элементов
русской народности. Склонность к драматизации часто проявлялась у Д. и
в вокальной лирике (романсы "Мне грустно", "И скучно и грустно",
"Я всё ещё его люблю" и др.). Осн. средством создания конкретного
индивидуального образа служило для Д. воспроизведение живых интонаций человеческой
речи. Его девизом были слова: "Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу
правды". Этот принцип наиболее радикально осуществлён в опере "Каменный
гость", основанной почти полностью на мелодизированном речитативе. Реалистич.
новаторство Д., его смелую постановку социальных проблем рус. действительности,
гуманизм высоко оценивало молодое поколение композиторов, выдвинувшееся
в 60-х гг. 19 в. М. П. Мусоргский, наиболее близкий Д. по направленности
творчества, назвал его великим учителем правды в музыке.


Соч.: Избр. письма, М., 1952.


Лит.: А. С. Даргомыжский (1813
- 1869). Автобиография. Письма. Воспоминания современников, П., 1921; Серов
А. Н., Русалка. Опера А. С. Даргомыжского, в его кн.: Избр. статьи, т.
1, М.- Л., 1950; Пекелис М., Даргомыжский н народная песня. К проблеме
народности в русской классической музыке, М.- Л., 1951; его же, А. С. Даргомыжский
и его окружение, т. 1, М., 1966. Ю. В. Келдыш.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я