ДАОСИЗМ

ДАОСИЗМ 1) одно из осн.
направлений др.-кит. философии, представленное, в первую очередь, трактатами
"Лао-цзы" (др. назв.-"Дао дэ цзин") и "Чжуан-цзы". В наст. время
большинство учёных приходит к выводу, что "Чжуан-цзы" появился ок. 300
до н. э. и приблизительно в то же время-"Лао-цзы", в связи с чем датировка
возникновения Д. передвигается с 6-5 вв. до н. э. (как считалось ранее)
к
4-3 вв. до н. э.


В центре учения, изложенного в "Чжуан-цзы"
в виде притч, носящих полемич. характер и направленных против конфуцианства
и
моизма (см. Китай, раздел Философия), лежат противопоставление
природы обществу и призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей
и долга и вернуться к простой, безыскусств. жизни, близкой к природе, воплощающей
дао.
Это понятие выступает как таинств. целостность вселенской жизни, присутствующая
во всём, но ничем единичным не исчерпывающаяся, не познаваемая разумом
и не выразимая в словах. Разочарование в возможности по-литич. и социального
действия, анархич. индивидуализм, мистицизм и иррационализм характерны
для философии "Чжуан-цзы", а имеющаяся в трактате мысль о желательности
тотального истребления культуры положила начало даосской традиции, не раз
на протяжении истории Китая идеологически оформлявшей крест. революционность.
Вместе с тем превознесение природы и призыв к внимательному наблюдению
происходящих в ней процессов, с одной стороны, содействовали появлению
в Китае первонач. науч. знаний, сделавших возможным ряд изобретений (в
частности, бумаги), способствовавших технич. прогрессу; с др. стороны,
сыграли впоследствии огромную роль в развитии кит. живописи (в особенности
пейзажной). В трактате "Лао-цзы" понятие "дао" приобретает смысл
не только сущности, но и первопричины вселенной. Вместо свойственного "Чжуан-цзы"
абс. отрицания политики и морали появляется призыв к недеянию (увэй),
означающему в моральном плане самоустранение, уступчивость, отказ от желаний
и от борьбы, а в политич. плане - проповедь невмешательства правительства
в жизнь народа.


2) Одна из кит. религий. Возникла
во 2 в. н. э. и использовала в качестве осн. канонич. сочинения трактат
"Лао-цзы". Во 2 в. Чжан Дао-лин основал, по-видимому под воздействием буддизма,
даосскую
религ. орг-цию, при помощи к-рой во время восстания "Жёлтых повязок" (184)
было
создано повстанч. гос-во. В нач. 5 в. Коу Цянь-чжи разработал даосскую
теологию и ритуал, что создало возможность провозглашения Д. гос. религией.
Особым покровительством пользовался Д. в эпоху Тан, когда по императорскому
указу были канонизированы Лао-цзы, Чжуан-цзы и др. даосские мыслители
и по всей стране воздвигались даосские храмы. После 10 в. Д. утратил поддержку
гос. власти и сохранился до сер. 20 в. гл. обр. как синкретич. народная
религия, впитавшая в себя элементы конфуцианства и буддизма.


Осн. целью адептов Д. является достижение
долголетия, для чего употребляется целый ряд методов, начиная со специ-фич.
диеты и кончая различными физич. упражнениями. Даосские маги и враче-ватели,
занимавшиеся поисками эликсира бессмертия, значительно способствовали развитию
кит. алхимии.


Лит.: Ян Хин-шун, Древнекитайский
философ Лао-цзы и его учение, М.- Л., 1950; Атеисты, материалисты, диалектики
Древнего Китая, вступит. ст., пер. и комментарии Л. Д. Позднеевой, М.,
1967; Рубин В. А., Человек в древнекитайской мысли, "Народы Азии и Африки",
1968, № 6; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1 - 2, Princeton,
1952 - 53; Masperо H., Melanges posthumes sur les religions et 1'histoire
de la Chine, v. 2, P., 1950.

В. А. Рубин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я