ДАНИЛЕВСКИЙ

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич
[28.11(10.12).1822, с. Оберце Орловской губ.,- 7(19).11.1885, Тбилиси],
русский публицист, социолог и естествоиспытатель, идеолог панславизма.
Окончил
Петерб. ун-т (1847). В кон. 40-х гг. участвовал в кружках петрашевцев,
по делу к-рых был в 1850 выслан из Петербурга.


Социологич. взгляды Д., примыкающие
к теориям историч. круговорота,< сформировались под воздействием
ви-талистских идей и позитивистского культа естеств. наук; наиболее полно
они изложены в кн. "Россия и Европа" (1869). В основе социологической
доктрины Д. лежала идея обособленных, локальных "культурно-исторических
типов" (цивилизаций), взаимоотношения к-рых описываются Д. при помощи
биологизаторских построений: подобно живому организму,< культурно-историч.
типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой; так
же, как и биологич. виды, они проходят естественно предопределённые стадии
возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Д. выделяет 4 разряда их историч.
самопроявления: религ., культурный, политич. и социально-экономический.
Культурно-историч. тип, по Д., эволюционирует от этнографич. состояния
к государственному и от него - к цивилизации. Ход истории выражается в
смене вытесняющих друг друга культурно-историч. типов. Д. выделяет 10 таких
типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития. Качественно
новым, перспективным с точки зрения истории типом Д.


считает "славянский тип", наиболее
полно выраженный в рус. народе. Славянофильскую идею противостояния "мессианской"
культуры России культурам Запада Д. вульгаризирует, облекая её в проповедь
борьбы российской государственности с др. народами. Тем самым Д. санкционирует
политич. устремления царизма, оправдывает его великодержавный шовинизм
и политику нац. вражды. Учение Д. о враждебном противостоянии культурно-историч.
типов всему окружающему миру было воспринято либеральной критикой (Вл.
Соловьёв, Н. М. Михайловский, Н. И. Кареев) как отход от гуманистич.
традиций
рус. культуры. В последние годы жизни Д. в полемике с дарвинизмом привносит
в свою мировоззренческую схему телеологич.-эволюционистскую идею.


Идеи Д. оказали сильное воздействие
на культурологию К. Н. Леонтьева и в большой мере предвосхитили
аналогичные построения О. Шпенглера.


Соч.: Дарвинизм, т. 1 - 2, СПБ,
1885 - 1889; Сборник политических и экономических статей, СПБ, 1890.


Лит.: Ленин В. И., Тетради по
империализму, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 28, с. 506; Кареев Н. И., Теория
культурно-исторических типов, Собр. соч., т. 2, СПБ, 1912; Соловьёв В.
С., Национальный вопрос в России, Собр. соч., 2 изд., т. 5, СПБ, [1912];
Леонтьев К. Н., ВладимирСоловьёв против Данилевского, Собр. соч., т. 7,
СПБ, 1913; История философии в СССР, т. 3, М., 1968 (см. именной указатель);
Рашковский Е. Б., В. И. Ленин о психологии реакционного экстремизма...,
"Вопросы философии", 1970, № 1; Sоrоkin P. A... Modern historical and social
philosophies, N. Y., 1963; Walicki A., W kregu konserwatywnej utopii, Warsz..
1964; Me Master R.E., Danilevsky. A Russian totalitarian philosopher, Camb.
(Mass.), 1967. Е. Б. Рашковский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я