ГЮГО

ГЮГО (Hugo) Виктор Мари
(26.2.1802, Безансон,-22.5.1885, Париж), французский
писатель, глава и теоретик франц. демократич. романтизма. Род. в семье
наполеоновского генерала. Мать-роялистка стремилась привить сыну свои политич.
взгляды, что сказалось на его раннем творчестве: в первом сб. Г. "Оды и
различные стихотворения" (1822), отмеченном влиянием Ф. Р. Шатобриана,
воспевалась
династия Бурбонов. Его юношеские романы тоже были проникнуты монархич.
тенденцией, противоречиво уживавшейся с демократич. симпатиями автора.
Новый период началсядля Г. со 2-й пол. 20-х гг. в обстановке приближавшейся
Июльской
революции 1830.
Он сблизился с либерально-демократич. оппозицией; объявил
войну эпигонскому классицизму, пользовавшемуся офиц. покровительством Реставрации.
В стихах 1825-28 (вошли в сб. "Восточные мотивы", 1829) Г. обратился к
теме Востока; его влекла не только живописная экзотика, излюбленная романтиками,
но и сочувствие нац.-освободит. борьбе греков против тур. ига. Новое, прогрессивное
содержание требовало новой, свободной формы. Отбросив классич. александрийский
стих, Г. создаёт гибкие ритмы, сложные рифмы, вводит в поэзию бытовое просторечие.


Предисл. Г. к его драме "Кромвель"
(1827), героем к-рой был выдающийся деятель Англ. бурж. революции 17 в.,сыграло
роль эстетич. манифеста демократически настроенных романтиков. Догматам
классицизма, тирании "правил" Г. противопоставил полную свободу драма-тич.
творчества. Он отвергал традиционные "единства", омертвевшие правила строгого
разделения жанров, призывал вводить в сферу иск-ва комическое наравне с
трагическим, уродливое - с прекрасным, низменное - с возвышенным. Теория
гротеска, к-рую развивал Г.,< при всем её метафизич. характере выражала
стремление воплотить жизнь в иск-ве полнее, чем это допускала классич.
школа 17-18 вв. Пост. драмы "Эрна-ни" (1829) в февр. 1830, в канун революции,
послужила сигналом для "битвы романтиков с классиками", завершившейся победой
новой школы. Образ вступившего в единоборство с королём Эрнани, благородного
разбойника, объявленного вне закона, воспринимался как живое воплощение
бунтарских идей. Драмы Г. "Марион Делорм" (1829), "Король забавляется"
(1832), "Мария Тюдор" (1833), "Рюи Блаз" (1838) тоже были проникнуты духом
свободолюбия.


Первый значит. роман Г. "Собор Парижской
богоматери" (1831) воскрешал жизнь Парижа 15 в. Созданный под впечатлением
Июльской революции, он был пронизан новой для Г. антиклерикальной тенденцией.
Сумрачный образ собора выступает в романе как символ католицизма, веками
подавлявшего человека. Демократич. симпатии Г. снова проявились в том,
что высокие нравственные качества он находит только в низах ср.-век. общества
- в уличной танцовщице Эсмеральде и звонаре Квазимодо.


В 30-е гг. появились лирич. сб-ки Г.:
"Осенние листья" (1831), "Песни сумерек" (1835), "Внутренние голоса" (1837),
"Лучи и тени" (1840). В рассказе "Клод Ге" (1834) Г. выступил против смертной
казни. Но Г. был непоследователен. Временный спад революц. движения привёл
в 40-е гг. к примирению с Июльской монархией. Противоречивая обществ. позиция
Г. сопровождалась творческим кризисом. Опубл. в 1843 драма "Бургграфы"
оказалась неудачной.


Бурж.-демократич. революция
1848 вывела Г. из идейного тупика. Он стал в ряды защитников республики.
В печати и с трибуны Нац. собрания Г. разоблачал Луи Бонапарта, к-рый после
контрреволюц. переворота 1851 был провозглашён (1852) императором Наполеоном
III. Вынужденный покинуть Францию, Г. переехал в Брюссель; позднее поселился
на о-вах в проливе Ла-Манш, во владениях Англии (Джерси - с 1852, Герн-си
- с 1855). В 1852 Г. написал кн. "История одного преступления" (т.
1-2, изд. 1877-78) и политич. памфлет "Наполеон Малый". Сб. политич.
стихов "Возмездие" (1853), заклеймивших Наполеона III и его клику,
стал образцом гражд. лирики и позднее оказал влияние на парижских коммунаров.


В романе "Отверженные" (1862) Г.
изобразил жизнь разных слоев франц. общества. Повествуя о судьбе безработного,
попавшего на каторгу за кражу булки, и швеи, вынужденной продавать себя,
чтобы спасти своего ребёнка, Г. доказывал, что преступления и нищета -
неизбежное порождение капитализма. По мере нарастания антибурж. пафоса
у Г. складывался сентиментально-филантропич. идеал, наметившийся ещё в
30-е гг. под влиянием утопич. социализма. Однако утопической проповеди
примирения классов противоречили лучшие страницы романа, овеянные духом
революции. Правдивые картины жизни и страданий народа свидетельствовали
о реалистич. струе в творчестве Г. В центре романа "Труженики моря" (1866)
-
борьба человека со стихиями природы. В романе "Человек, который смеётся"
(1869) Г. описывал жизнь Англии на рубеже 17-18 вв., изобличая произвол
монархии и жестокость аристократии. Основные композиц. приёмы - романтич.
антитеза и гротеск - служили Г. для противопоставления эгоизму аристократии
нравств. чистоты людей из народа.


Г, вернулся на родину в 1870 после
низложения Наполеона III. На события франко-прусской войны 1870-71 и Парижской
Коммуны 1871 он отозвался сб. стихов "Грозный год" (1872). В романе
"Девяносто третий год" (1874) Г. воссоздал картину борьбы якобинской
республики против вандейского мятежа и с симпатией нарисовал образы деятелей
революции. Из поздних произв. интересен поэтич. сб. "Искусство быть дедом"
(1877). В 1883 появилась 3-я серия "Легенды веков" (1-я - 1859,
2-я - 1877) - лиро-эпич. собрания историч. преданий и легенд, воскрешающих
библейские, античные и средневековые образы.


В России 19 в. передовые писатели (в
т. ч. А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков-Щедрин) высоко
ценили общественное содержание соч. Г, и его любовь к народу, хотя и осуждали
присущие ему утопич. иллюзии. Г. был одним из любимых писателей Л. Н. Толстого.


Соч.: CEuvres completes, v. 1-48, P.,
1904-38; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1 -15, М., 1953-56; Избр. произв.,т.
1 - 2, М.- Л., 1952.


Лит.: Алексеев М. П., В. Гюго
и его русские знакомства..., "Литературное наследство", М., 1937. №31-32;
Арагон Л.,


Гюго - поэт-реалист. Собр. соч., т.
10, М., 1961; Брахман С., "Отверженные" В. Гюго, М., 1968; Данилин Ю. И.,
В. Гюго и французское революционное движение Х1Х в., М., 1952; История
французской литературы, т. 2, М., 1956; Лафарг П., Легенда о В. Гюго, в
его сб.: Литературно-критические статьи, М., 1936; Луначарский А. В., В.
Гюго. Творческий путь писателя, М., 1931; Николаев В. Н., В. Гюго. Критико-биографический
очерк, 2 изд., М., 1955; Реизов Б. Г., Гюго, в его кн.: Французский исторический
роман в эпоху романтизма, Л., 1958; Роллан Р., Старый Орфей, Собр. соч.,
т. 14, М., 1958; Сержент Ж., Рисунки В. Гюго, сокращ. пер. с франц., [М.,
1970]; Трескунов М. С., В. Гюго. Очерк творчества, 2 доп. изд., М., 1961;
его же, В. Гюго, Л., 1969; Audiat P., Ainsi vecu V. Hugo, P., 1947; Сac
h i n M., V. Hugo de 1848 a 1851, "La Pen-see", 1952, № 41; Esсhоliег R.,
V. Hugo, cet inconnu, P., 1951; Foucher P., Souvenirs, P., 1959; Маurоis
A., Olimpio ou la vie de V. Hugo, P., 1954; Регсhe L., V. Hugo, P., 1952;
V. Hugo. [Par J. de Lacretelle, A. Maurois, H. Guillemin e. a.], [P., 1967].


Библиограф и ч. изд.: Брук Е. Ф. и
Паевская А. В., В. Гюго, 1802 - 1885. Памятка читателю, М., 1952; Морщинер
М. С. и Пожарский Н. И., Библиография русских переводов произведений В.
Гюго, М., 1953; Dubоis P., Biobiblio-graphie de V. Hugo de 1802 a 1825,
P., 1913; Rudwin M., Bibliographiе de V. Hugo, P., 1926; Maturite de V.
Hugo (1828 - 1848). Mai-juillet 1953, P. ,1953; Van Тieghem Ph., Dictionnaire
de V. Hugo, P., [1970]. M. H. Черневич.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я