ГУТТУЗО

ГУТТУЗО (Guttuso) Ренато
(р. 2.1.1912, Багерия, Сицилия), итальянский живописец и график,
обществ. деятель, активный борец за мир. Глава социально-реалистич. направления
в совр. итал. иск-ве. С 1940 чл. компартии, с 1956 чл. ЦК. Чл. Президентского
совета об-ва "Италия - СССР" (с 1963). Чл. К-та по Междунар. Ленинским
премиям "За укрепление мира между народами". Акад. АХ в Риме (I960).
Почётный чл. АХ СССР (1962). Учился в АХ в Риме. В 1939 примкнул
к антифаш. деятелям культуры, объединившимся вокруг журн. "Кор-ренте" ("Corrente",
Милан). Во время 2-й мировой войны в 1943-45 участвовал в
Движении Сопротивления. В послевоен. период был лидером реалистич. крыла
объединения итал. художников "Новый фронт искусства" (1946-48).
В кон. 30 - нач. 40-х гг. Г. выступил с рядом антифаш. произв., отразивших
в экспрессивной, порой символической форме героическую борьбу и страдания
народа ["Расстрел", 1938, Гал. совр. иск-ва, Рим; "Распятие", 1940-41,
собственность автора; серия рис. "Gott mit uns!" ("С нами бог!"),
тушь, темпера, 1944-45, удостоена Золотой медали Мира Всемирного Совета
Мира, 1950]. С кон. 40-х гг. Г. вступает в период творческого расцвета.
Переосмысляя традиции ряда европ. художеств. течений 19-20 вв. (романтизма,критич.
реализма, экспрессионизма, кубизма), он стремится к созданию совр.
реалистич. иск-ва, откликающегося на животрепещущие социальные проблемы.
В произв. кон. 40 - 60-х гг. Г. воссоздаёт широкую и многогранную картину
жизни капитали-стич. Италии, обнажая свойственные ей трагизм и остроту
противоречий. В картинах "Занятие пустующих помещичьих земель крестьянами
в Сицилии" (1948-50, Герм. АХ, Берлин), "Буги-вуги в Риме" (1952,
собр. Фаринелли, Рим),< "Пляж" (1955-56, Нац. гал., Парма),
"Человек, который ест спагетти" (1956, собр. Фаринелли, Рим), "Дискуссия"
(1959, Галерея Тейт, Лондон), "Толпа" (1960, Эрмитаж, Ленинград)
и
др. отражены разобщённость людей в бурж. мире, нищета и бесправие нар.
масс, их мужеств. борьба за социальное обновление. Художник-демократ, Г.
утверждает новые эстетич. и социальные ценности, создавая исполненные суровой
правды, героически-монументальные художеств. образы нар. жизни. В целях
усиления эмоционального воздействия своих работ, отмеченных беспощадной
точностью реалистич. наблюдений, Г. часто использует резкое, контрастное
звучание цвета, драматич. выразительность острого, динамичного рисунка,
обобщённую лепку объёмов. Существенное место в его творчестве занимают
пейзажи, чёткие по композиции, исполненные строгого величия ("Пейзаж в
Калабрии", 1953; "Заход солнца в неаполитанской бухте", 1955), а
также натюрморты, к-рым свойственны подчёркнутая простота предметов, неожиданная
острота композиции,< ощущение связи вещей с напряжённой трудовой
жизнью человека ("Корзина,< клещи и молоток", 1961,< собственность
автора). Илл. см. т. 4, стр. 188.


Лит.: Ренато Гуттузо. Каталог,
М., 1961; Барская А. Г., Русаков Ю. А., Ренато Гуттузо, Л.-М., [1965];
Моraviа А., Renato Guttuso, Palermo, 1962.

В. В. Горяинов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я