Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ГУСИТСКОЕ РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ

ГУСИТСКОЕ РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ

ГУСИТСКОЕ РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ борьба
чешского народа в 1-й пол. 15 в. против католич. церкви, феод. эксплуатации
и нем. засилья, вылившаяся в т. н. гуситские войны (1419-37), охарактеризованные
Ф. Энгельсом как "...национально-чешская крестьянская война против немецкого
дворянства и верховной власти германского императора, носившая религиозную
окраску" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 180). Причинами
Г. р. д. были усиление феод. эксплуатации чеш. крестьянства со стороны
светских и духовных феодалов (увеличение поборов и барщинных повинностей),
коррупция католич. церкви, вызывавшей всеобщую ненависть своим богатством
и развращённостью клира, всё возраставшее нем. засилье, борьба между ремесленниками
и патрициатом (преим. немецким) в городах, тяжёлое положение гор. бедноты
(плебса).


Реформац. деятельность нар. проповедников
- Вальдхаузера, Милича из Кромержижа, Матвея из Янова, выступление
Яна Гуса и его сподвижников - Иеронима Пражского и др.- создали
не-посредств. предпосылки для развития Г. р. д. Казнь Гуса (1415) и
Иеронима (1416) по решению Констанцского собора вызвала взрыв нар.
возмущения в стране. Крестьяне громили монастыри, с весны 1419 по призыву
нар. проповедников Микулаша из Гуси, Яна Чапека, Вацлава Коранды
и
др. тысячные толпы крестьян собирались на горах Табор, Ореб, Беранек и
др. Приверженцы Реформации называли себя гуситами.


Логически обоснованное (Якоубком из
Стршибра) и введённое в практику требование причащения "под обоими
видами", т. е. хлебом и вином (что по католическому учению являлось привилегией
духовенства), стало общим требованием всех гуситов, а чаша - символом
движения. 30 июля 1419 произошло революционное выступление пражского плебса
во главе с Яном Желивским, положившее начало вооружённой борьбе,
охватившей всю Чехию. Центрами движения стали гг. Прага, Пльзень, Табор.
Чехия
раскололась на два враждующих лагеря - феод.-католич. и гуситский. К феод.-католич.
лагерю принадлежали высшее духовенство, многие чеш. паны, нем. патрициат
городов, нек-рая часть низшего дворянства. Они выступали в тесном контакте
с римско-католич. курией, крупными феодалами зап.-европ. стран и наследником
чеш. престола имп. Сигизмундом I. В гуситском лагере было подавляющее большинство
населения Чехии. В нём с самого начала обозначилось два крыла - умеренное
и радикальное, имевшие разные цели, но в моменты опасности, угрожавшей
со стороны феод.-католич. лагеря,< объединявшие свои усилия. Умеренные
гуситы ограничивали свои стремления секуляризацией церковных земель, реформой
церкви,< боролись за дешёвую,< национальную чеш. церковь. Одним
из их осн. требований было признание чаши для мирян (отсюда их назв. чашники).
Умеренные
объединяли магистров-богословов Карлова ун-та, часть панов и рыцарей, ср.
духовенство,< богатых ремесленников. Программа их была изложена в
т. н. Четырёх пражских статьях (июль 1420). К радикальному крылу
- "общине таборской" (как они называли себя, отсюда их назв. табориты)
-
принадлежали широкие слои крестьянства, гор. плебс,< бедное
духовенство, часть мелкого дворянства, ремесленники. Требования таборитов,
изложенные в программе т. н. Двенадцать пражских статей (авг. 1420),
были направлены на радикальную реформу церкви, лишение её богатств и власти,
ликвидацию частной собственности, феод, привилегий. В Таборе была сделана
попытка осуществить общность имущества и создать общество всеобщего равенства.
В проповедях левых таборитских священников (получивших в Чехии название
пикартов) звучали хилиастич. призывы к созданию перед концом мира
тысячелетнего царства социальной справедливости путём вооруж. борьбы.


В апр. 1420 папа Мартин V и имп. Сигизмунд
I объявили крестовый поход против Чехии. Крестоносцы осадили Прагу,но 14
июля были наголову разбиты гуситами под руководством Яна Жижки
на
Витковой горе (впоследствии в его честь назв. Жижковой). Руководимые
талантливыми полководцами Жижкой, Прокопом Великим (Большим)
и
др., применившие новую тактику боя (повозки в форме подвижного лагеря;
новые рода войск-повозочные и пушкарские), таборитские войска стали грозной
воен. силой. В 1419-21 с особой силой проявился нар. характер Г. р. д.
(историки ЧССР назвали этот период временем "гегемонии бедноты"). Однако
внутри лагеря таборитов наметился раскол между радикально настроенной крест.-плебейской
массой (пикартами) и умеренными выразителями интересов зажиточного крестьянства.
Представители последних в 1421 расправились с вождями пикар-тов - Яном
Быдлинским, Мартином Гуской и др. Торжество бюргерской оппозиции завершилось
убийством Же-ливского 9 марта 1422.


После поражения у Витковой горы участников
1-го крестового похода европ. реакция организовала ещё ряд крестовых походов,
окончившихся провалом. Под руководством Жижки был разгромлен (10 янв. 1422
под Немецки-Бродом) 2-й крестовый поход, 3-й завершился бегством
крестоносцев из-под Тахова (осень 1422). В дальнейшем имп. войско
было разбито Прокопом Великим при Усти над Лабой (16 июня 1426).
Были также отражены 4-й и 5-й крестовые походы (4 авг. 1427 у Тахова и
14 авг. 1431 при Домажлице). Табориты и "сироты"(так называли себя
после смерти в 1424 Жижки войска, до того находившиеся под его непосредств.
командованием) совершили за пределы страны ряд т. н. "прекрасных"
походов (в Силезию, 1427-28; Саксонию, Верх. Франконию и Баварию, 1429-30;
в Вост. Словакию и к Балтийскому морю, 1433), к-рые оказали революционизирующее
влияние на соседние народы.


Несмотря на воен. успехи, многолетняя
борьба, постоянные вторжения врагов, опустошавших страну, разрушили производит.
силы Чехии и побудили рыцарские и бюргерские элементы к примирению с имп.
Сигизмундом I. Однако переговоры, к-рые вела чеш. делегация во главе с
Прокопом Великим на Базель-ском церк. соборе, успехом не увенчались. Тогда
чашники пошли на предательство, открыто соединились с силами реакции и
30 мая 1434 в бою под Липанами разгромили войско Прокопа Великого. Отряды
таборитов под команд. гетмана Яна Рогача из Дубы продолжали оказывать
сопротивление до 1437, когда пала их последняя крепость Сион. Ре-волюц.
движение было подавлено. На основе Пражских компактатов (1436) было
признано лишь причащение "под обоими видами".


Г. р. д. - важнейший этап в истории
Чехии, источник революц. и нац. традиций чеш. народа. В ходе его была сделана
попытка революц. путём уничтожить феод. строй. Несмотря на поражение таборитов,
был нанесён удар католич. церкви, задержано вторичное закрепощение крестьян.


Г. р. д. заложило основы общеевроп.
Реформации.


Лит.: Рубцов Б. Т., Гуситские
войны, М., 1955; Озолин А. И., Из истории гуситского революционного движения,
Саратов, 1962 (обзор источников и историографии); Ваrtоs F. M., Husitska
revo-luce, [t.] 1 - 2, Praha, 1965-66.

Н.М.Пашаева.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я