ГРУЗОНАПРЯЖЁННОСТЬ

ГРУЗОНАПРЯЖЁННОСТЬ ж.-д. линии,
показатель интенсивности использования ж.-д. сети; величина Г. (или густоты
перевозок) измеряется количеством т*км, приходящихся на 1
км
эксплуа-тац.
длины жел. дорог (эксплуатац. длина жел. дорог СССР не включает протяжения
вторых и третьих главных, а также станционных путей). Мощность грузопотока
может быть измерена также количеством тонн груза, провезённых через определённое
сечение (пункт) ж.-д. сети за определённый период времени. Средняя
Г. сети жел. дорог СССР за послевоен. годы возросла более чем в 4 раза:
с 4,3 млн. т* км/км в 1940 до 18,5 млн.
т*км/км
в
1970; на отд. направлениях ж.-д. сети средняя Г. колеблется от 1 до 70
млн. т*км/км и более. Средняя Г. ж.-д. сети США составляла 3,5 млн.
т*км/км в 1968; в ФРГ - 2,0 и Франции - 1,7 млн. т*км/км, т.
е. в 5-10 раз ниже, чем в СССР. Показатель Г. применяется также и к
др. наземным, а также водным путям сообщения.
Е. С. Сергеев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я