ГРОТЕСК

ГРОТЕСК (франц. grotesque, итал.
grottesco - причудливый, от grotta - грот), 1) орнамент, включающий
в причудливых, фантастич. сочетаниях изобразит. и декоративные мотивы (растит.
и звериные формы, фигурки людей, маски, канделябры и т. д.). Г.
были названы др.-рим. лепные орнаменты, найденные в Риме в 15 в. при раскопках
подземных помещений ("гротов") "Золотого дома" Нерона (1 в. н. э.)
и
др. сооружений. Г. использовались в декоративных росписях эпохи Возрождения
(фрески в Ватикане - в апартаментах Борджа, 1493-94, худ. Пинтуриккьо,
и в Лоджиях, 1519, по эскизам Рафаэля).


2) Тип художеств. образности
(образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе,
причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного
и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры.
Г. резко смещает "формы самой жизни", создавая особый гротескный мир, не
допускающий ни буквального понимания, ни однозначной (как в аллегории)
расшифровки.
Г. свойственно стремление к целостному выражению кардинальных противоречий
бытия, что и предопределяет резкое совмещение в нём полярностей. Сама форма
Г. таит в себе многозначительную содержательность: освящает вольность вымысла,
обнаруживает "противоречивое единство" разнородного, разрушает общепринятые
предрассудки.


Г.- древний тип образности (присущий
уже мифологии и архаике всех народов). Приёмы Г. присущи комедиям
Аристофана и Плавта. К Г. охотно прибегало средневековое иск-во (напр.,
фигуры "химер" на соборах, персонажи животного эпоса, образы Дьявола и
Порока - в драме). Став характерной формой н а-родной культуры (особенно
- карнавалов) европ. средневековья, Г. выразил стихийно материалистич.
и стихийно диалектич. понимание бытия народом. Художеств. вершина этого
"гротескного реализма" - литература, живопись и театр Ренессанса (напр.,
"Похвала глупости" Эразма Роттердамского, образы шутов, Фальстафа и Калибана
в театре У. Шекспира, итал. комедия дель арте, живопись X. Босха
и П. Брейгеля, графика Ж. Калло и особенно - "Гарган-тюа и Пантагрюэль"
Ф. Рабле). Определяющие структуру образа принципы ре-нессансного Г.- отношение
к времени, к становлению и связанная с этим амбивалентность (двуединость),
целостное и нерасчленённое изображение обоих полюсов становления: и нового
и старого, и умирающего и рождающегося. Смех, вызываемый гротескным образом,
также двуедин: весёлый, ликующий и - одновременно - насмешливый, высмеивающий;
он отрицает и утверждает, чем отличается от чисто сатирич. смеха нового
времени. Ренессансный Г. выразил смеющуюся вольность народа, ощущение весёлой
относительности и вечной "неготовности" бытия, его единства и неисчерпаемости,
а также чувство историч. перемен. Он был также проникнут реабилитацией
плоти, земной жизни и демонстративным антиаскетизмом.


Просвещение с его культом разума и
гармонии создало остро сатирич. Г., обличающий мир невежества и насилия
(Дж. Свифт, Ф. Гойя). Романтич. Г. выразил собой невозможность рационального
познания жизни, трагич. ощущение (до ужаса) её противоречий, губительных
для личности. Отвергая классицистскую и просветительскую гармонию, романтики,
в частности, именно посредством Г. подчёркивали антиномию эстетич. и нравственного
(напр., у В. Гюго: высокая человечность обезображенного Гуинпле-на и нравственное
уродство прекрасной герцогини Жозианы -"Человек, который смеётся"). Нем.
романтики отчётливо различают в гротескном мире "добро" и "зло", разводя
их до полного контраста; вместе с этим они ослабили радостную тональность
Г.: смех принял форму иронии и сарказма ("Крошка Цахес" и
"Повелитель блох" Э. Т. А. Гофмана). Романтики с помощью Г. совершили
художеств. открытие - душевную неисчерпаемость субъекта, внутреннюю "бесконечность"
личности.


Среди реалистов 19 в. гротескная образность
характерна для Ч. Диккенса, О. Домье, Н. В. Гоголя - художников с весомым
романтич. наследием. Смысл Г., однако, обрёл у реалистов
большую социально-историч. ориентацию и конкретность. И вместе с
тем в нём нарастал пафос обличения и отрицания, достигнув вершины в строго
сатирич. Г.- "История одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина, развившего
традиции просветительного Г.


В 20 в. Г. становится вновь характерной
формой иск-ва, в т. ч. ряда направлений, затронутых модернистским умонастроением
(экспрессионизм,
сюрреализм
и др.). В модернистском Г. (в тенденции) совершается
внезапное превращение нашего, привычного мира в чужой и враждебный мир,
в к-ром правит "оно" - непостижимая и бесчеловечная сила, "безусловная
необходимость", превращающая человека в марионетку; Г. пронизан "страхом
жизни" и сознанием абсурдности бытия (Э. Ионеско, С. Беккет, С. Дали).
Мотивы модернистского Г. присутствуют в творчестве мн. крупных художников
20 в., гротескный мир к-рых в целом, однако,
включает также идеи,
присущие реализму ("Превращение" и "Процесс" Ф. Кафки, пьесы Л. Пиранделло,
живопись М. Шагала, ряд картин П. Пикассо). Реалистич. Г. (Я. Гашек,
Ч. Чаплин, Б. Брехт), выражая социальные коллизии 20 в., историч.
"стихию" и могущество зла, сохраняет при этом осн. мотивы "гротескного
реализма" и народной смеховой культуры, двуединую полноту жизни, обновляющий
и возрождающий смех. В советском искусстве к целостному наполнению гротескной
формы устремлены сатирические комедии В. В. Маяковского ("Клоп", "Баня"),
пьесы-сказки Е. Л. Шварца ("Дракон", "Голый король"), опера-сказка
"Любовь к трём апельсинам" С. С. Прокофьева, режиссура Е. Б. Вахтангова
и В. Э. Мейерхольда.


Как элемент стиля заострённый комич.
приём Г. характерен для ряда комич. жанров - карикатуры, памфлета, фарса,
буффонады, клоунады, эксцентрики
и др.


Лит.: Луначарский А., О смехе.
Собр. соч., т. 8, М.. 1967; Бахтин М. М., Творчество Франсуа Рабле и народная
культура Средневековья и Ренессанса, М., 1965; Манн Ю. В., О гротеске в
литературе, М., 1966; Эйхенбаум Б. М., Как сделана "Шинель" Гоголя, в его
кн.: О прозе. Л., 1969; Kayser W., Das Groteske in Malerei und Dichtung,
Hamb., 1960: Pie1 P., Die Ornament-Groteske in der italienischen
Renaissance. В.. 1962.


Н. П. Розин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я