ГРОБНИЦА

ГРОБНИЦА архитектурное сооружение,
саркофаг,
вмещающее
тело умершего (в отличие от надгробия, возводимого над могилами).
Монументальные погребальные сооружения такого рода носят назв. мавзолей.
Г. увековечивают в монументальных архит. формах и долговечных строит.
материалах память об усопшем (первоначально гл. обр. правителе) и прославляют
художеств. средствами его деятельность. Таковы грандиозные др.-егип. пирамиды,
несущие идеи величия и бессмертия обожествлённого фараона, и мастабы
для погребения знати, а также микенские купольные Г., скальные Г. Индии,
Передней Азии и Этрурии. У мн. народов распространены
кенотафы.
С
4 в. до н. э. тенденция к увековечению отд. личности проявилась в монументальных
архит. сооружениях в элли-нистич. мире (мавзолей, т. е. гробница Мавсола,
царя Карий, в Галикарнасе). Большой художеств. интерес представляют
разнообразные по формам и размерам Г. Др. Рима (напр., мавзолеи в г. Риме:
Цецилии Метеллы, Еврисака - оба 1 в. до н. э.; имп. Августа, 28 н. э.;
имп. Адриана, 135-140 н. э.). Умелым синтезом архит. форм и богатого скульптурного
декора отличаются монументальные Г. Китая и Кореи; яркая декоративность,
многоцветная инкрустация самоцветами и поливными изразцами характерны для
купольных Г. Индии (Тадж-Махал в Агре) и Ср. Азии (Гyp-Эмир в
Самарканде). В Зап. Европе Г. помещались внутри церквей. Обычный
атрибут европ. Г.- лежащая на саркофаге скульпт. фигура умершего. Для Г.
раннего средневековья характерны скупость декоративной отделки и условность
трактовки фигуры усопшего. В дальнейшем постепенно усложняются формы и
декор (над саркофагами возводятся пышные балдахины, иногда в виде арок;
вводятся многочисленные статуи - богоматери, ангелов, плакальщиков, многофигурные
рельефы), проявляется стремление к портретному сходству, сначала
чисто внешнему, позже островыразительному, передающему неповторимые особенности
определ. человеческой личности (гробницы Медичи работы Микеланджело в капелле
Медичи церкви Сан-Лоренцо во Флоренции,
1520-34). В Г. 17
в. противоречивое смешение фантастических и реальных образов, манерная
экспрессия, виртуозность обработки материалов вытесняют силу и искренность
чувств (Г. работы Л. Бернини в соборе св. Петра в Риме). В 18-19
вв. Г. становятся более строгими по формам и декору (мавзолей в Берлине
- Шарлоттенбурге; гробница М. И. Кутузова в Казанском соборе в Ленинграде).
Образец архитектуры нашего времени-
Мавзолей В. И. Ленина в Москве.
М.
Б. Михайлова.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я