ГРАФИКА

ГРАФИКА (греч. graphike, от
grapho - пишу, черчу, рисую), вид изобразит. искусства, включающий
рисунок
и печатные художеств. произведения (гравюру, литографию
и др.),
основывающиеся на иск-ве рисунка, но обладающие собственными изобразит.
средствами и выразительными возможностями. Термин "Г." первоначально употреблялся
лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение
он получил в кон. 19 - нач. 20 вв. в связи с бурным развитием полиграфии
и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка,
наиболее удобного для фотомеханич. воспроизведения в книге и журнале. Тогда
Г. определилась как иск-во, в основе к-рого лежит линия, или как иск-во
чёрного и белого. Такое понимание Г. в дальнейшем было расширено. Кроме
контурной линии, Г. использует штрих и пятно, также контрастирующие с белой
(реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги - осн. материала Г.
Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Г. не исключает
и применения цвета. Наиболее общий отличит. признак Г.- особое отношение
изображаемого предмета к пространству, роль к-рого во многом выполняет
фон бумаги, "воздух белого листа", по выражению сов. мастера графики В.
А. Фаворского. Пространств. ощущение создают не только не занятые изображением
участки листа, но часто (напр., в рисунках акварелью) и проступающий
под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графич.
изображение носит и в известной мере плоскостный характер. Не обладая такой
полнотой возможностей, как живопись, в создании пространств. иллюзии реального
мира, Г. с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности
и плоскостности. Г. могут быть свойственны тщательность объём-но-пространств.
построения, интерес к повествованию, обстоятельность штудирования натуры,
выявления структуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым
впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намёком на
него, обращаясь к воображению зрителя; незаконченность и лаконизм при этом
служат одним из главных средств выразительности. Ёмкость образа в Г. часто
достигается экономией и концентрацией художеств. средств, изобразит. графич.
метафорами, что позволяет сравнивать Г. с псззией. Поэтому в Г. наряду
с завершёнными композициями самостоят. художеств. ценность имеют натурные
наброски, эскизы произв. живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело,
Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова в России, О.
Родена во Франции). Способность Г. к резкому заострению образа обусловила
широкое развитие графич. сатиры и гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, литографии
О. Домье во Франции, рисунки Ж. Гроса в Германии, Кукрыниксов в СССР).
Активную роль в Г. играют фактура используемых материалов, специфика графич.
техник и приёмов. Особое место занимают в Г. неизобразит. элементы - чисто
декоративные мотивы, орнамент, текст, представляющий собой систему графич.
знаков. Г. обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художеств.
средств, создающих в своей совокупности неогранич. возможности для изображения
и образного истолкования мира, выражения чувства и мысли художника. Различны
и способы общения зрителя с произв. Г.- от массового воздействия плаката
до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюрных произв. Г.,
требующих внимательного рассматривания вблизи. Важными особенностями Г.
являются её способность быстро откликаться на актуальные события, удобство
тиражирования во многих экземплярах, возможность последо-ват. раскрытия
замысла в ряде изображений (серии гравюр англичанина У. Хогарта, бельгийца
Ф. Мазереля, сов. графиков И. И. Нивинского, А. И. Кравченко, В. И. Касияна,
литографий А. Ф.


Пахомова, рисунков Б. И. Пророкова,
Е. А. Кибрика, Д. А. Шмаринова). Эти качества были широко использованы
в агитационной и сатирической политической Г., бурное развитие к-рой падает
на годы крупных историч. событий ("летучие листки" Крест. войны 1524-26
в Германии, гравюры Великой франц. революции, лубки Отечеств. войны 1812,
плакаты Гражд. и Великой Отечеств. войн). В 20 в. Г. развивается
как демократич. иск-во большого социального звучания, обращённое к массовому
зрителю; вместе с тем в Г. определилась тенденция индивидуалистич. эстетизма,
узко формальных и технич. экспериментов.


По технике Г. разделяют на рисунок
и печатную Г.Наиболее древний и традиц. вид графич. иск-ва - рисунок, истоки
к-рого можно видеть в первобытных наскальных изображениях и в антич. вазописи,
где основу изображения составляют линия и силуэт. В задачах рисунка много
общего с живописью, а границы между ними условны: акварель, гуашь, пастель,
темпера
могут использоваться для создания как графич., так и живописных
по характеру и стилю произведений.Рисунок сближает с живописью и его уникальность,
тогда как произв. печатной Г.- гравюры и литографии - могут распространяться
во мн. равноценных экземплярах. Гравюра известна с 6-7 вв. в Китае, с 14-15
вв. в Европе, литография возникла лишь к 19 в. До появления фотомеханич.
репродукции печатная Г. служила для воспроизведения картин и рисунков.


По назначению различаются станковая,
книжная и газетно-журнальная, прикладная Г. и плакат. Станковая Г. распространена
в основном с эпохи Возрождения. Она издавна обращается к традиц. жанрам
изобразит. иск-ва - к тематич. композиции (гравюры А. Дюрера в Германии,
Ж. Калло во Франции, Рембрандта в Голландии, К. Кольвиц в Германии, литографии
Э. Делакруа, Т. Стейнлена во Франции, рисунки И. Е. Репина, В. А. Серова
в России), портрету (рисунки Ф. Клуэ, Д. Энгра во Франции, О. А. Кипренского,
гравюры Н. И. Уткина в России, литографии Г. С. Верейского в СССР), пейзажу
(гравюры японца Хокусая, сов. худ. А. П. Остроумовой-Лебедевой, рисунки
П. В. Митурича, Н. Н. Купреянова), натюрморту (рисунки М. А. Врубеля в
России, А. Матисса во Франции, гравюры Д. И. Митрохина в СССР). Станковые
произв. печатной Г. (эстампы) в силу тиражности и, следовательно,
большей доступности, а также декоративных качеств, обусловленных работой
в материале (дерево, металл, линолеум в гравюре, камень в литографии),
широко используются для украшения совр. интерьера. Специфич. массовыми
видами являются в станковой печатной графике лубок, а в газетно-жур-нальной
- карикатура. Одна из осн. областей применения Г.- книга. С
рукописной книгой древности и ср. веков во мн. связана история рисунка,
с печатной книгой - развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился
шрифт, также относимый к Г., поскольку буква является графич. знаком. Книжная
графика (У. Моррис в Англии, В. А. Фаворский, Е. Е. Лансере, В. В. Лебедев,
С. М. Пожарский, С. Б. Телингатер в СССР, В. Клемке в ГДР) включает иллюстрации
(выполняющие
задачи истолкования лит. произв.), создание рисунка шрифта, общее конструирование
и оформление книги. Сравнительно молодая область Г.- плакат, к-рый
в современных формах сложился в 19 в. как вид торг. и театр. рекламы (афиши
Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрека), а затем стал выполнять и задачи политич. агитации
(плакаты Д. С. Моора, В. В. Маяковского, А. А. Дейнеки в СССР, Т. Трепковского
в Польше). Кроме рисунка, плакат использует и приёмы фотомонтажа, применявшиеся
также в книге и журнале (работы Дж. Хартфилда в Германии, Г. Г. Клуциса
в СССР). Прикладная, в т. ч. промышленная, Г. (Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко
в СССР) приобретает широкий круг функций, внося художеств. начало в оформление
предметов утилитарного характера (почтовые марки, экслибрисы, товарные
знаки, этикетки и др.). Связь Г. с совр. жизнью, возможности, открываемые
перед ней развитием полиграфии, создают условия для возникновения всё новых
видов графич. иск-ва.


Илл. см. на вклейке, табл. XXI, XXII
(стр. 288-289).


Лит.: Клингер М., Живопись и
рисунок, [пер. с нем.], СПБ, 1908; Русская графика, М., 1949 - 52 (серия
монографий); Левитин Е. С., Современная графика капиталистических стран
Европы и Америки [Альбом], М., 1959; Фаворский В. А. О графике как основе
книжного искусства в сб.: Искусство книги, в. 2, 1956 -1957, М. 1961; Радлов
Н. Э., Современная русская графика и рисунок, [статья 1913]. в кн. Избо.
сочинения. М.. 1964: Сидоров А. А.


Графика первого десятилетия. 1917-1927,
М., 1967; его же, Русская графика начала XX века, М., 1969; 50 лет советского
искусства. Графика. [Альбом], М., 1969; Виппер Б. Р., Статьи об искусстве,
М., 1970; Crane W., Line and form, L., 1900; Bock E., Geschichte der graphischen
Kunst von ihren Anfangen bis zur Gegenwart, В., 1930; Чегодаев А. Д., Русская
графика. 1928-1940, М., 1971. Ю. А. Молок.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я