ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ на транспорте,
составляемый в графической или табличной форме план организации перевозочного
процесса. Строится обычно в координатах "путь - время": по оси абсцисс
откладывается время (сутки, часы, минуты), а по оси ординат - расстояние
между пунктами (станции, порты, аэропорты и т. д.); в отд. случаях
применяют систему координат "время - путь" (на возд. транспорте) или
горизонтальный график.


Г. д. имеет особое значение на ж.-д.
транспорте, где требуются особая чёткость и согласованность в работе подразделений
и служб и строгое соблюдение требований безопасности. В Сов. Союзе Г. д.
вводится в действие одновременно по всей сети ж. д. (обычно в мае).
Время прибытия и отправления поездов по станциям в графике и расписании
указывается с точностью до минуты. В зависимости от использования гл. пути
для движения поездов различают след. виды графиков: однопутный (двухсторонний)
и
двухпутный (односторонний). Г. д. на участках составляются в увязке
с работой ж.-д. станций. Г. д. и расписание применяют (с нек-рыми особенностями)
на ж. д. большинства стран мира.


График работы морского флора включает
график движения судов и загрузки портов. Строится в координатах "путь -время"
(наклонный), в форме "судно - время" (горизонтальный) или
в табличной форме. Графики различаются в зависимости от организации движения
судов (линейный, рейсовый) и по видам плавания (каботажное, заграничное).
Составляются по месяцам с разбивкой на сутки и в нек-рых случаях с подразделением
по периодам суток. Для судов линейного плавания и грузо-пассажирских судов
составляется расписание движения на период навигации или на летний и зимний
сезоны. На внутренних водных путях Г. д. увязывает работу флота, портов,
судоремонтных предприятий и согласует их деятельность с др. видами транспорта
и клиентурой. В зависимости от организации работы флота различают Г. д.:
линейный, рейсовый, экспедиционный. Период действия Г. д. устанавливается
в зависимости от условий плавания и сезонных колебаний потока грузов и
пассажиров. Г. д. пассажирского флота строится с учётом назначения линий
(транзитные, местные, экскурсионные, пригородные), неравномерности
пассажирского потока (по периодам года, дням недели, часам суток).


График и расписание движения самолётов
включают пассажирские и грузовые рейсы с указанием номера рейса, типа самолёта,
частоты движения, а также времени отправления и прибытия в аэропорты. Пересматриваются
два раза в год - на лето и зиму (с учётом навигационных условий).


График и расписание движения автомобилей
(автобусов) обеспечивают ритмичную работу подвижного состава на
линии. Различают Г. д. маятниковых (между пунктами А и В) и кольцевых
(А,Б,В,А) маршрутов. На Г. д. показывается гружёный, холостой и
нулевой (от гаража до начального пункта маршрута) пробег машин.
В расписании движения указывают время отправления от начального и прибытия
к конечному пунктам маршрута и время прохода контрольных пунктов. Е.
С. Сергеев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я