ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ система
органов, практически осуществляющих государственную власть и функции государства.
В
широком смысле Г. а. включает не только собственно органы гос. власти,
но
и такие важнейшие орудия власти, как вооруж. силы, разведка,
карательные и иные органы принуждения. В более тесном смысле под Г. а.
часто понимается совокупность исполнительных (адм.) органов власти,
выполняющих повседневную работу управления гос-вом. В деятельности Г. а.,
его структуре, функциях и методах наиболее конкретно проявляется классовая
сущность данного гос-ва, его ист. роль. Типичные функции Г. а. эксплуататорского
гос-ва - защита привилегий и интересов эксплуататорских классов, сбор налогов,
организация вооруж. сил, применение насилия против революц. выступлений
трудящихся. Для Г. а. империалистич. гос-в характерно сращивание с аппаратом
крупнейших капиталистич. монополий и подчинение всего гос. механизма обеспечению
интересов этих монополий.


Социалистич. Г. а. возникает в результате
революц. слома аппарата бурж. гос-ва и является принципиально новым Ист.
типом Г.а.- аппаратом подлинно народным как по своему классовому составу,
так
и по своим социальным функциям. Главное место в его деятельности занимают
задачи созидат., организационно-творческие: строительство новой,
социалистич. экономики, достижение наивысшей производительности
общественного труда, всестороннее развитие науки и культуры,
коммунистич.
воспитание трудящихся, создание условий для наиболее полного удовлетворения
их материальных и культурных потребностей. На социалистич. Г. а. ложится
задача обеспечения обороны, внеш. и внутр. безопасности гос-ва. В. И. Ленин,
характеризуя принципиально новую роль социалистич. аппарата в управлении
гос-вом, указывал: "Обычно со словом „управление" связывают именно и прежде
всего деятельность преимущественно, или даже чисто,
политическую.
Между тем самые основы, самая сущность Советской власти, как и самая сущность
перехода от капиталистического общества к социалистическому, состоит в
том, что политические задачи занимают подчиненное место по отношению к
задачам экономическим" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 130).


Сов. Г. а. непосредственно руководит
созданием материально-технич. базы коммунизма, развитием коммунистич. общественных
отношений, опираясь на опыт масс, планирует развитие нар. х-ва, управляет
пром. и с.-х. предприятиями, стройками, транспортом, банками,
предприятиями торговли и бытового обслуживания населения, учебными и науч.
заведениями и др.


В соответствии с активной экономич.
ролью сов. Г. а., преобладающее место в его системе занимают органы управления
нар. х-вом, плановые, статистич. органы, хоз. мин-ва и ведомства, хоз.
объединения и фирмы, администрация производственных предприятий.


Основу сов. Г. а. составляют органы
нар. представительства - Советы депутатов трудящихся, осуществляющие
всю полноту гос. власти, контроль над всеми без исключения гос. учреждениями
снизу доверху.


Служащие Г. а. в СССР, включая высших
должностных лиц, не стоят над обществом и не представляют к.-л. привилегированной
касты: условия их труда регулируются единым для рабочих и служащих трудовым
законодательством, а служебные обязанности и права регламентируются законом
и положениями о гос. органах (см. Государственная служба). Надзор
и контроль за законностью действий Г, а. осуществляют органы прокуратуры
и нар. контроля (см. Контроль народный).


КПСС и Сов. пр-во проявляют постоянную
заботу о совершенствовании Г. а. Программа КПСС отмечает большое значение
деятельности Г. а., от к-рого во многом зависит правильное использование
всех ресурсов страны, своевременное разрешение вопросов культурно-бытового
обслуживания трудящихся. Программа определяет важнейшие направления совершенствования
Г. а.: расширение прав респ. и местных органов управления; повышение самостоятельности
и инициативы орг-ций и предприятий; распространение принципа выборности
и подотчётности перед представит. органами и избирателями на всех руководящих
работников гос. органов; расширение коллегиальности в работе Г. а.; повышение
ответственности работников Г. а. за порученное дело, укрепление
социалистич. законности и гос. дисциплины.


Лит.: Ленин В. И., Государство
и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 1 -120; его же, Очередные
задачи Советской власти, там же, т. 36, с. 165- 208; его ж е, Набросок правил
об управлении советскими учреждениями, там же, т. 37, с. 365- 68; его же, Об едином хозяйственном
плане, там же, т. 42, с. 339- 47; его же, Как нам реорганизовать
Рабкрин, там же, т. 45, с. 383-88; его же, Лучше меньше, да лучше, там
же, т. 45, с. 389- 406; Научные основы государственного
управления в СССР, М., 1968. Я. И. Романов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я