ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ совокупность экономич. отношений, система образования и распределения ден. фондов, необходимых
гос-ву для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Впервые
термин "Г. ф." стал применяться во Франции в 16 в. Сущность Г. ф. определяется
господствующим способом произ-ва и классовой природой гос-ва. В рабовладельч.,
феод. и капиталистич. обществах Г. ф. служат орудием дополнит. эксплуатации
трудящихся, т. к. осн. тяжесть налогов и сборов падает на них, а добытые
т. о. ден. средства идут на содержание аппарата классового угнетения, на
поддержку и обогащение господствующих классов.


В докапиталистич. формациях гос. доходы
и расходы имели гл. обр. натуральную форму. Труд рабов и производимые ими
продукты служили средством покрытия большей части потребностей рабовладельч.
гос-ва. Важным источником пополнения армии рабов и казны являлись воен.
грабежи и дань с покорённых народов. При феодализме решающим источником
гос. ресурсов стали труд крепостных крестьян и производимые ими продукты.
С созданием централизованных гос-в и ростом их расходов появилась система
регулярных общегос. налогов и пошлин, казна гос-ва стала отделяться от
личных средств главы гос-ва, а сами средства всё более принимать ден. форму.
Принудит. сборы и займы уступили место гос. займам и централизованным выпускам
денег в обращение (см. Займы государственные). В итоге сложилась
(в совр. её понимании) сложная система Г. ф.


При капитализме в его домонополистич.
период назначение Г. ф. сводилось гл. обр. к обеспечению материальных условий
существования и функционирования гос-ва. Расходы гос-ва шли на содержание
его органов, армии и флота, ведение войн, колониальные экспедиции и выплаты
по гос. долгу, на обществ. работы, финансирование ж.-д. стр-ва. Покрывались
они путём изъятия части доходов у населения через налоги, гос. займы и
бумажно-ден. эмиссию. В период империализма и особенно общего кризиса капитализма
роль Г. ф. в перераспределении ден. средств резко возросла (см. Бюджет
государственный, Государственный кредит).



Обострение противоречий империализма,
развитие гос. монополистич. капитализма вызвали колоссальное увеличение
гос. расходов, налогового обложения и гос. долга. Гос-во активно вмешивается
в процесс капиталистич. воспроиз-ва. Г. ф. широко используются для стимулирования
и регулирования капиталистич. экономики. В связи с этим роль их в распределении
и перераспределении нац. дохода повышается. В США и Великобритании доля
нац. дохода, перераспределяемая через гос. бюджет, возросла в 60-х гг.
до 40% . Гл. причиной роста в империалистич. странах гос. расходов, налогов
и гос. долга является милитаризация экономики, гонка вооружений. Через
систему Г. ф. происходит перераспределение доходов и накоплений в пользу
монополий и, прежде всего, магнатов военно-пром. концернов, обогащающихся
на воен. поставках, прямых бюджетных субсидиях, открытых и скрытых налоговых
льготах. Финанс. система капиталистич. гос-в находится в состоянии глубокого
кризиса. Имеет место громадный рост воен. расходов, хронич. дефицитность
гос. бюджетов, рост гос. долга, налогов, хронич. инфляция, непроизводит.
расточение финанс. ресурсов.


В странах, завоевавших после 2-й мировой
войны 1939-45 политич. независимость и вставших на путь борьбы за экономич.
самостоятельность, Г. ф. используются для проведения индустриализации и
агр. преобразований, ликвидации последствий колониализма в области образования,
здравоохранения, культуры и т. д.


При социализме Г. ф. превращаются в
одно из важнейших орудий экономич. и финанс. политики гос-ва, осуществления
социалистич. преобразований. В СССР в переходный период от капитализма
к социализму Г. ф. использовались гл. обр. для проведения социалистич.
индустриализации страны и коллективизации с. х-ва, осуществления культурной
революции и ускоренного развития национальных республик.


В СССР и др. социалистич. странах за
счёт Г. ф. обеспечиваются финанс. потребности расширенного социалистич.
воспроиз-ва, подъём материального и культурного уровня жизни народа, содержание
органов гос. власти, укрепление обороноспособности страны. Г.
ф.
тесно связаны с материальным произ-вом. Они включают в себя общегос. финансы
(гос. бюджет, гос. имущественное, личное и социальное страхование)
и
финансы гос. предприятий и отраслей х-ва. Финансы гос. социалистич. предприятий
и отраслей нар. х-ва служат исходной базой Г. ф. и гл. источником ресурсов
финанс. системы, а гос. бюджет - её ведущим и направляющим звеном. В связи
с экономич. реформой, проводимой в СССР с 1966, и расширением хоз. самостоятельности
предприятий, повышается уд. вес в Г. ф. финансов предприятий и отраслей
нар. х-ва. В 1966 из общей массы прибыли в 47 млрд. руб. оставалось в распоряжении
предприятий 11,9 млрд. руб. (или 25% ), а по плану 1971 из 88,6
млрд. руб. прибыли у них должно остаться 35,8 млрд. руб. (или 40% ).
Собственные ресурсы предприятий, направляемые на финансирование плановых
затрат, возросли с 33,5 млрд. в 1965 до 75,7 млрд. руб. по плану 1971 .По-прежнему
ведущую роль в системе Г. ф. играет гос. бюджет, к-рый аккумулирует св.
50% нац. дохода и связывает в единое целое движение всех финанс. ресурсов
социалистич. общества. С построением социализма и вступлением СССР в период
строительства коммунизма Г. ф. используются для создания материально-технич.
базы коммунизма, совершенствования социалистич. производств. отношений,
для всё более полного удовлетворения постоянно растущих материальных и
духовных потребностей трудящихся, развития и упрочения сотрудничества и
взаимопомощи социалистических государств.


Лит.: Финансы капиталистических
государств, М., 1964; Финансы развивающихся государств, М., 1965;
Критика современных буржуазных теорий финансов, денег и кредита, [М.,
1966]; Дьяченко В. П., Советские финансы в первой фазе развития
социалистического государства, М., 1947; 50 лет советских финансов,
М., 1967; Аллахвердян Д. А., Финансы социалистических
государств, М., 1961; финансы СССР, М., 1967. И.Д.Злобин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я