ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ особое
сословие крепостной России, оформленное указами Петра I из оставшегося
незакрепощённого сел. населения (черносошных крестьян и половников
Сев.
Поморья, сиб. пашенных крестьян, однодворцев, нерус. народностей
Поволжья и Приуралья). В отличие от помещичьих и дворцовых крестьян
(позднее
- удельные крестьяне), Г. к. жили на казённых землях и, пользуясь
отведёнными наделами, были подчинены управлению гос. органов и считались
лично свободными.


По данным 1-й ревизии (1724), их насчитывалось
(в Европ. России и Сибири) 1 049 287 душ муж. пола, т. е. 19% всего
земледельч. населения страны; по 10-й ревизии (1858),- 9 345 342
души муж. пола, т. е. 45,2% земледельч. населения Европ. России. Сословие
Г. к. увеличивалось за счёт крестьян секуляризованных церк. владений и
вновь присоединённых терр. (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии,
Крыма, Закавказья), укр. казаков, б. крепостных конфискованных польск.
имений и т. д. В кон. 30-х гг. 19 в. ср. земельный надел Г. к. в 30 губерниях
из 43 был меньше 5 дес. и лишь в немногих губерниях достигал установленной
нормы (8 дес. в малоземельных и 15 дес. в многоземельных губерниях).
Осн. масса Г. к. вносила в казну ден. оброк; на терр. Прибалтики и губерний,
присоединённых от Польши, казённые имения сдавались в аренду частным владельцам
и Г. к. отбывали преим. барщину; пашенные крестьяне Сибири сначала обрабатывали
казённую пашню, затем вносили продуктовый оброк, а позднее - денежный.
В 1-й пол. 19 в. оброк Г. к. колебался от 7 руб. 50 коп. до 10 руб. с души
в год. По мере усиления эксплуатации удельных и помещичьих крестьян ден.
оброк Г. к. становился относительно меньшим, чем сопоставимые с ним повинности
др. категорий крестьян. Кроме того, Г. к. обязаны были вносить деньги на
земские нужды и на мирские расходы; наряду с др. категориями крестьян платили
подушную подать и отбывали натуральные повинности (напр., дорожную, подводную,
постойную). За исправное несение повинностей отвечали круговой порукой.


Развитие торговли и пром-сти в 18 -
1-й пол. 19 вв. повлекло расширение прав Г. к.: им было разрешено вести
торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть "ненаселёнными" землями (т.
е. без крепостных крестьян) и т. д. Но одновременно, в связи с ростом
помещичьего предпринимательства, дворянство систематически присваивало
гос. земли и стремилось обратить свободных Г. к. в своих крепостных (см.
Генеральное
межевание).
Во 2-й пол. 18 в. пр-во роздало дворянству миллионы десятин
казённой земли и сотни тысяч Г. к.; в 1-й пол. 19 в. практиковалась массовая
продажа гос. имений и передача их в удельное ведомство. Мн. дворяне требовали
ликвидировать сословие Г. к., передав казённые земли с их населением в
частные руки.


В результате роста малоземелья и повышения
феод. повинностей в нач. 19 в. обнаружились прогрессирующее обеднение и
недоимочность Г. к. Всё чаще повторялись массовые волнения Г. к., направленные
против сокращения наделов, тяжести оброков, произвола арендаторов и чиновников.
Вопрос об изменении управления Г. к. вызвал многочисл. проекты как крепостнические,
так и либерально-буржуазные. Обостряющийся кризис феод.-крепостнич. строя
заставил пр-во Николая I приступить к реформе управления гос. деревней
с целью поддержать гос. финансы, подняв производит. силы гос. деревни,
и приблизить помещичьих крепостных к положению "свободных сельских обывателей".
В течение 1837- 1841 под рук. ген. П. Д. Киселёва было учреждено
спец. Мин-во гос. имуществ со сложной иерархией бюрократич. органов. На
созданную администрацию было возложено "попечительство" над Г. к. через
посредство традиционной сел. общины, опекаемой правительств. чиновниками.


Программа хоз. подъёма гос. деревни
также не могла быть осуществлена. Относительно прогрессивное значение имели
такие меры, как ликвидация барщинных повинностей Г. к. в Литве, Белоруссии
и на Правобережной Украине, прекращение сдачи гос. имений в аренду частным
владельцам и замена душевого оброка более равномерным зем.-промысловым
сбором. Однако эти меры не могли внести коренного изменения в положение
Г. к. Малоземелье не было ликвидировано. Количество недоимок не уменьшилось,
а выросло ещё более; агротехнич. меры оказались недоступными для крестьянской
массы; врачебная и вет. помощь оказывалась в ничтожных размерах, а главное
- вся система управления на началах феод. опеки сопровождалась чудовищными
насилиями и поборами. Феод. управление гос. деревней находилось в резком
противоречии с экономич. процессами 40-50-х гг. 19 в., препятствовало росту
крест. торговли и пром-сти, мешало развитию с. х-ва и сковывало рост производит.
сил крестьянства. Результатом реформы был рост крест. движения, к-рое приняло
особенно бурные формы в р-нах Сев. Поморья, Приуралья и Поволжья, где Г.
к. жили крупными компактными массами. Непрерывные протесты против системы
управления крепостнич. гос-ва наблюдались также в центр. и зап. р-нах (см.
"Картофельные
бунты", "Холерные бунты"
и др.). После окончания Крымской войны
1853-56 обнаружилась явная тенденция к слиянию борьбы Г. к. с движением
удельных и помещичьих крестьян. В свою очередь дворянство, встревоженное
планами пр-ва, с одной стороны, и нарастающим крестьянским движением -
с другой, негодовало против реформы Киселёва и требовало ликвидации системы
"попечительства". В 1857 Александр II, назначив новым министром гос. имуществ
реакционера М. Н. Муравьёва, одобрил проект контрреформы - приближения
Г. к. к положению удельных крестьян.


19 февр. 1861 крепостное право в России
было отменено. При этом на бывших помещичьих и удельных крестьян были распространены
личные права Г. к. и формы их "самоуправления", установленные законами
1838-41. Г. к. в 1866 были подчинены общей системе сел. управления и признаны
"крестьянами-собственниками", хотя продолжали платить оброчную подать.
Права полной собственности на землю Г. к. получили по закону 1886 об обязат.
выкупе зем. наделов, причём размеры наделов Г. к. оказались больше, а выкупные
платежи меньше, чем у помещичьих крестьян. Г. к. Сибири и Закавказья остались
в прежнем положении держателей казённой земли, поскольку на них не были
распространены законы 1866 и 1886. Попытки пр-ва улучшить положение Г.
к. Закавказья в кон. 19 в. не устранили острого малоземелья деревни и произвола
местной администрации.


Лит.: Дружинин Н. М., Государственные
крестьяне и реформа П. Д. Киселёва, т. 1 - 2, М.- Л., 19-46 - 58; Антелава
И. Г., Реформа поземельного устройства государственных крестьян Закавказья
в конце XIX в., Сухуми, 1952; его же, Государственные крестьяне Грузии
в первой половине XIX в., Сухуми, 1955.

Н. М. Дружинин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я