ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА вид
трудовой деятельности, заключающийся в практич. осуществлении гос.
функций работниками государственного аппарата, занимающими по выборам,
по назначению или по конкурсу должности в гос. учреждениях и получающими
от гос-ва вознаграждение за свой труд. Как адм.-правовой ин-т Г. с.- комплекс
правовых норм. определяющих правовое положение служащих, условия и порядок
прохождения службы, ответственность гос. служащих и формы их поощрения.


В СССР, где в результате Великой Окт.
социалистич. революции был ликвидирован старый гос. аппарат, нет приви-легиров.
чиновничества, гос. бюрократии как особой касты, стоящей над народом и
властвующей над ним. Декретом ВЦИК от 10 (23) ноября 1917 были упразднены
сословия и гражд. чины, в 1918 для гос. служащих и рабочих были установлены
равные ежегодные отпуска, гос. служащие были приравнены ко всем др. трудящимся
в отношении социального обеспечения, продолжительности рабочего дня, на
них было распространено единое трудовое законодательство. Сов. гос-во законодательно
закрепило право каждого гражданина обжаловать неправильные действия любого
служащего.


Осн. содержание сов. Г. с.- организаторская
работа по претворению в жизнь сов. законов, решений Советов депутатов трудящихся,
по осуществлению задач и функций Сов. гос-ва, творч. науч. разработке вопросов
гос. управления. Сов. гос. служащие осуществляют свою деятельность от имени
гос-ва, что в ряде случаев обусловливает наличие у нек-рых из них определённых
властных полномочий (напр., право найма и увольнения). Действия
их порождают правовые последствия или условия, необходимые для возникновения
таких последствий. Г. с. (порядок и условия поступления на работу, оплата
труда, увольнение и т. п.) регулируется единым для всех рабочих
и служащих законодательством о труде: Основами законодательства о труде,
КЗоТ союзных республик, а также адм. законодательством - спец. положениями
об органах гос. управления, должностными инструкциями и др. правовыми актами,
в к-рых определены служебно-должностные обязанности и права гос. служащих,
нек-рые особенности их правового положения (требование в ряде случаев спец.
образования, запрещение службы близких родственников на соподчинённых или
подконтрольных должностях и др.).


По характеру выполняемых функций работники
гос. аппарата разделяются на гос. служащих, наделённых полномочиями властного
характера (право отдавать распоряжения, принимать на работу, распоряжаться
гос. имуществом и т.д.), и гос. служащих, выполняющих функции вспомогат.,
спец. характера, необходимые для реализации задач данного гос. органа.
Соответственно различают должностных лиц, представителей власти, специалистов
или функциональных работников (инженеры, экономисты, врачи и т. д.)
и
вспомогат. персонал.


Программа КПСС 1961 предусматривает
дальнейшую демократизацию Г. с.: распространение принципа выборности и
подотчётности перед представит. органами и избирателями на всех руководящих
работников; периодич. сменяемость и систематич. обновление состава руководящих
органов и др.


В бурж. гос-вах Г. с.- один из старейших
социальных институтов, в к-ром сложились строгая классификация, иерархич.
правила и традиции. Термин "Г.с." иногда заменяется термином "гражд. служба"
(Великобритания, США), "публичная служба" (Франция, ФРГ, Япония).
В каждой стране имеется установленная нормативными актами классификация
гос. служащих, в силу чего постоянно сохраняется резкая грань между высшими
и низшими служащими с точки зрения их заработной платы, привилегий и т.
д. Обычно существует три-четыре группы (класса) служащих (напр.,
в Великобритании - администраторы, исполнители, клерки и обслуживающий
персонал, во Франции - высший, 1-й и 2-й классы, каждый из к-рых подразделяется
на 7-8 ступеней). Для каждой группы установлен образоват. ценз. См. также
Бюрократия.


Лит.: Манохин В. М., Советская
государственная служба, М., 1966; Административное право, М., 1970, с.
84-95, 148 - 59. П. И. Романов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я