ГОРЬКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ГОРЬКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА образована
в мае 1961. Управление - в г. Горьком. Пролегает в основном по терр. Владимирской,
Горьковской, Кировской областей, Тат. АССР, Удм. АССР, Map. АССР, Чуваш.
АССР, частично Пермской, Свердловской и Рязанской областей, Морд. АССР
и Башк. АССР. Граничит с Моск. ж. д. (ст. Петушки и Черусти), с Северной
ж. д. (ст. Новки, Свеча и Сусоловка), с Куйбышевской ж.д. (ст. Красный
Узел и Цильна) и со Свердловской ж. д. (ст. Чепца и Дружинино).
Эксплуатац. длина Г. ж. д. в совр. границах (1970) 5497 км, или
4,1% протяжённости всей сети ж. д. СССР. Г. ж. д. связывает Европ. часть
страны с Уралом, Сибирью, вост. р-нами и р-ны Европ. Севера и Северо-Запада
с р-нами Поволжья, Кавказа и др. Отд. участки Г. ж. д. - старейшие на сети.
Напр., линия Москва (Петушки) - Горький построена в 1861-62, участок
Муром - Ковров в 1880, линия Киров - Чепца (и далее до Перми), а
также линия Киров - Котлас (Сусоловка) в 1899, линия Красный Узел
- Канаш - Зелёный Дол - Казань в 1893-94. В 1906 вступила в эксплуатацию
магистраль Вологда (Свеча) - Котельнич - Киров, создавшая прямую
ж.-д. связь центр. и сев.-зап. р-нов с Уралом. С первых лет Сов. власти
в р-нах Поволжья, в т. ч. и в р-не тяготения Г. ж. д., осуществлялось новое
ж.-д. стр-во. В 1918 были сданы в эксплуатацию линия Арзамас - Канаш, создавшая
кратчайшую ж.-д. связь Москвы с Казанью, и линия Агрыз - Ижевск - Воткинск.
После окончания стр-ва магистрали Казань - Агрыз - Дружини-но - Свердловск
(1924) был получен второй выход из Европ. части на Урал и далее
в р-ны Сибири и Д. Востока. В 1927 после сдачи в эксплуатацию участка Горький
- Котельнич был создан ещё один выход из центр. р-нов на Урал (Москва -
Горький - Киров - Пермь - Свердловск), осуществлена ж.-д. связь
столицы Map. АССР Йошкар-Олы с Зелёным Долом. Для освоения богатых лесных
массивов и месторождений фосфоритов были закончены в 1940 линия Яр - Фосфоритная
и линия, соединившая столицу Чуваш. АССР Чебоксары со ст. Канаш. Вводом
в эксплуатацию участка Ижевск - Игра (1945) и Пибаньшур - Игра (1947)
были соединены две линии: Казань - Свердловск и Киров-Пермь - Свердловск.
Г. ж. д. обслуживает крупные пром. р-ны по производству автомобилей, машин,
станков, судов, выработке электроэнергии, продуктов химии, точного машиностроения,
нефтепереработки, р-ны лесозаготовок и деревообработки, месторождения строит.
материалов, торфа, а также с.-х. р-ны по произ-ву зерна, льна и р-ны развитого
животноводства. В 1969 грузооборот Г. ж. д. составил 117 млрд. т*км,
или 4,9% от сетевого. Св. 96% грузооборота дороги обслуживается электрич.
и тепловозной тягой. В общем объёме грузооборота транзит составляет 35%,
ввоз 25%, вывоз 21% и местное сообщение 18%. В числе транзитных грузов
наибольший удельный вес имеют каменный уголь, лесоматериалы, чёрные металлы,
руда, нефте-грузы, продукция машиностроения и хлебные грузы. Ввоз: уголь,
металлы, строит. материалы, отд. виды нефтепродуктов, продукция лёгкой
и пищевой пром-сти. Вывоз: лесоматериалы, автомобили, нефтегрузы, продукция
машиностроения. В местном сообщении перевозятся преим. строит. грузы, торф,
лесоматериалы, грузы с. х-ва. Ср. грузонапряжённость Г. ж. д. примерно
20 млн. т*км/км, что в 1,3 раза больше среднесетевой. Наиболее крупные
пункты отправления и прибытия грузов Г. ж. д.: Зелецино, Верхнекамская,
Чернушка, Казань, Горький, Навашино, Игумново, Киров, Ижевск, Владимир,
Балахна. Г. ж. д. координирует работу с речным транспортом. Крупные
пункты перевалки: Горький, Казань, Котельнич, Камбарка, Сарапул, Сайгатка,
а их осн. грузы: уголь, хлеб, руда, строит. и лесоматериалы.


Общий пассажирооборот Г. ж. д. составляет
ок. 10% сетевого. В 1969 по дороге перевезено 115 млн. пассажиров, из них
100 млн. в пригородном сообщении. Через Г. ж. д. транзитом следуют поезда
из Москвы и Ленинграда на Урал, в Сибирь и на Д. Восток. Г. С. Райхер.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я