ГОРЬКИЙ

ГОРЬКИЙ Максим (псевд.; наст.
имя и фам. Алексей Максимович Пешков) [16(28).3.1868, Н. Новгород, ныне
г. Горький, - 18.6.1936, Горки, под Москвой], русский советский писатель,
основоположник лит-ры социалистического реализма, родоначальник
советской лит-ры. Отец Г.- столяр-краснодеревец М. С. Пешков, мать - В.
В. Каширина, дочь владельца красильни. Рано потеряв отца, Г. подростком
начал тяжёлую жизнь "в людях". Работал грузчиком, пекарем. Занимался самообразованием.
Участвовал в нелегальных народнич. кружках, вёл пропаганду среди рабочих
и крестьян. После ареста в 1889 находился под надзором полиции.
В 1888-89 и 1891-92 странствовал по России.


12 сент. 1892 опубликовал первый рассказ-"Макар
Чудра". Войти в литературу Г. помог В. Г. Короленко. В очерках и фельетонах
90-х гг. Г. бичевал "хозяев жизни", мещан, защищал интересы бедноты, рабочих.
Его "Очерки и рассказы" (т. 1-3, 1898-99) вызвали небывалый отклик в России
и за рубежом.


Выразитель революц. подъёма рабочего
класса, Г. уже в 90-е гг. развивал лучшие традиции реализма и романтизма
19 в. В реалистич. рассказах о народе ("Коновалов", "Челкаш", "Супруги
Орловы", "Кирилка" и др.) Г. изображал ростки нового социально-политич.
сознания, мечты о справедливости и - незрелость протеста, бунтарство одиночек.
Легендарно-аллегорич., романтич. образы молодого Г. ("Старуха Изергиль",
1895; "Песня о Соколе", 1899; "Песня о Буревестнике", 1901) с их пафосом
"безумства храбрых" звали к революц. подвигу.


Идейно-общественные искания привели
Г. в кон. 19 - нач. 20 вв. к марксизму. Он солидаризируется с направлением
ленинской "Искры", участвует в революц. движении. В прокламации
(1901) о разгоне студенч. демонстрации Г. призывал к свержению царизма.По
делу о подпольной типографии он был выслан в 1901 в Арзамас. В. И. Ленин
в "Искре" протестовал против преследований "европейски знаменитого писателя..."
(Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5, с. 369).


На рубеже 19-20 вв. в романах и пьесах
Г. начинается формирование социали-стич. реализма. В романе "Фома Гордеев"
(1899) Г. дал ти-пич. характеры рус. буржуазии, её идеологов (Яков Маякин)
и отщепенцев (Фома), а из нар. массы впервые выделил пролетариат. В романе
"Трое" (1900) трагич. участи бедняка Лунёва, ставшего собственником, противопоставлен
путь рабочего Грачёва, нашедшего правду в социалистич. кружке. В 1899-1900
Г. знакомится с Л. Н. Толстым и А. П. Чеховым, высоко ценившими его талант,
сближается с Моск. Художеств. театром, поставившим его пьесы "Мещане" и
"На дне". Вокруг изд-ва "Знание" Г. объединил демократич. писателей-реалистов
(А.Серафимович, А. Куприн, С.Скиталец, И. Бунин, В. Вересаев и др.).


В годы революц. подъёма постановки
пьес Г. стали обществ. событием, вызывали демонстрации против царизма.
В "Мещанах" (1901) рус. рабочий впервые предстал как новый герой истории.
В пьесе "На дне" (1902), рисуя страдания отверженных, сброшенных капитализмом
на "дно" жизни людей, Г. показал вред христ. гуманизма, утешающей лжи.
В монологе Сатина ("На дне") и в философско-лирич. поэме "Человек" (1903)
Г. воспел величие человека, его творч. разум. В пьесах "Дачники" (1904),
"Дети солнца" и "Варвары" (обе - 1905) он осуждает омещанившуюся
либо замкнувшуюся в сфере "чистой" науки интеллигенцию и призывает мастеров
культуры творить для народа.


Г. принял активное участие в революц.
событиях 1905. За прокламацию 9 янв. 1905 с призывом свергнуть самодержавие
был заключён в Петропавловскую крепость (освобождён под давлением мировой
общественности). Летом 1905 вступил в партию большевиков. Участвовал в
организации первой большевистской легальной газ. "Новая жизнь", руководимой
В. И. Лениным; 27 ноября 1905 в Петербурге впервые встретились Г. и Ленин.
В дни Декабрьского вооруж. восстания 1905 в Москве Г. снабжал рабочие дружины
оружием и деньгами. В нач. 1906 по поручению партии Г. нелегально выехал
в Америку, где, несмотря на травлю, агитировал в поддержку рус. революции.
Очерки и памфлеты Г. "В Америке" и "Мои интервью" (оба - 1906) разоблачали
фальшь бурж. демократии.


В годы Революции 1905-07 Г. создал
выдающиеся произв. социалистич. реализма. В пьесе "Враги" (1906) он показал,
как забастовочное движение пролетариата поднимается до политич. борьбы,
как растёт в массах влияние большевиков. В романе "Мать" (1906) Г. впервые
в лит-ре изобразил борьбу революц. пролетариата под руководством партии
за социализм и рождение в этой борьбе нового человека. В 1907 присутствовал
в Лондоне на 5-м съезде партии. Прочитав "Мать" в рукописи, Ленин
в беседе с Г. отметил своевременность романа (см. М. Горький, Собр. соч.,
т. 17, 1952, с. 7). Переведённая на мн. языки, "Мать" стала настольной
книгой миллионов.


В 1906-13 Г. жил в Италии, на о. Капри.
В годы реакции он сблизился с группой "Вперёд". Ошибочное увлечение
Г. "богостроительством" сказалось в повести "Исповедь" (1908). Ленин в
письмах к Г. подверг резкой критике "богостроительство", помог писателю
укрепиться на марксистских позициях. Обличение самодержавно-полицейского
порядка и показ разложения бурж.-мещанского мира ("Последние", 1908; "Васса
Железнова", 1-я ред., 1910; "Городок Окуров", 1909) сочетались у Г. с утверждением
революц. идей, проникающих в крест. и мещанскую среду ("Лето", 1909; "Жизнь
Матвея Кожемякина", 1910-11). Ленин высоко оценил "Сказки об Италии" (1911-13)
(см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48, с. 47), в к-рых Г. показал
социалистич. настроения итал. пролетариата и восславил трудового человека.
Верой в будущее придавленной нар. массы пронизаны рассказы сб. "По Руси"
(1912-16). В сатирич. "Русских сказках" (1912 и 1917) Г.
осмеивал черносотенство, шовинизм, "кладбищенскую литературу" декадентов.
Лучшее в творчестве Г. 1910-х гг. - автобиографич. повести "Детство" и
"В людях" (опубл. в 1913-16). В них с большой художественной силой
запечатлен путь человека из низов к высотам культуры, творчества, к борьбе
за свободу.


В 1913 Г. вернулся в Россию. Сотрудничал
в большевистских газ. "Звезда" и "Правда", в журн. "Просвещение". Г. осудил
начавшуюся в 1914 мировую войну. В 1915 основал антивоен. журн. "Летопись",
руководил его лит. отделом. Политич. линия публицистич. отдела журнала
была противоречивой, на что указывал Ленин (см. там же, т. 49, с. 299-
300).


В период подготовки и проведения Октябрьской
социалистич. революции Г. недооценил организующую силу партии, революц.
пролетариата, возможность союза его с крестьянством, опасался напора анархо-индивидуалистич.
мелкособственнич. стихии, что отразилось в публицистич. цикле "Несвоевременные
мысли" (опубл. в 1917-18 в полуменьшевистской газ. "Новая жизнь", к-рую
Г. редактировал). Эта позиция Г. вызвала решительную критику Ленина,
к-рый помогал Г. найти пути преодоления ошибок в самой революц. действительности.
Впоследствии Г. не раз признавал правоту Ленина (см. М. Горький, Собр.
соч., т. 17, 1952, с. 24-27; т. 24, 1953, с. 343; т. 30,1956, с. 45, 301-02,
и др.). В 1918- 1921 Г. активно участвовал в строительстве социалистич.
культуры (организация изд-ва "Всемирная литература" и др.).
В годы Гражд. войны и разрухи Г. помогал борьбе с голодом, беспризорностью,
заботился об охране художественно-историч. ценностей, о быте учёных. В
публицистич. статьях 1919-20 призывал передовые силы мира к защите революции.
23 апр. 1920 на чествовании В. И. Ленина в связи с его 50-летием Г. говорил
о значении грандиозной работы Ленина для человечества. В июле 1920 Г. присутствовал
на 2-м конгрессе Коминтерна.


Осенью 1921 из-за обострения туберкулёзного
процесса Г. по настоянию Ленина уехал лечиться за границу (Германия, Чехословакия);
в апр. 1924 поселился в Италии (Сорренто). За рубежом Г. организовал
по поручению Ленина междунар. помощь голодающим Поволжья, выступал в защиту
завоеваний Октября. Но нек-рые заблуждения Г. (преувеличение опасности
крест. анархизма, отвлечённый гуманизм) сказались в статьях 1922
("О русском крестьянстве", выступление против приговора по делу эсеров).


В 1922 Г. написал повесть "Мои университеты"
- 3-ю часть художеств. автобиографии. В мемуарном очерке "В. И. Ленин"
(1924-31) он с большой художеств. силой воссоздал образ "Человека
с большой буквы", передал живое обаяние Ленина и демократизм вождя масс,
который "прост, как правда". Г. принадлежат также лит. портреты Л. Н. Толстого,
А. П. Чехова, В. Г. Короленко, Л. Б. Красина и др. В 1925 Г. опубликовал
роман "Дело Артамоновых", в к-ром история трёх поколений бурж. семьи дана
на фоне рус. общественной жизни от реформ 1861 до Октября. В 1928 и 1929
Г. приезжал в СССР; о своих поездках по стране написал очерки "По Союзу
Советов" (1929). В 1931 возвратился на родину и развернул широкую
литературно-общественную деятельность. Особенно значительны его выступления
за мир, демократию и социализм, против фашизма и войн. Г. был организатором
и пред. Первого всесоюзного съезда сов. писателей (1934), энергично
содействовал развитию лит-ры народов СССР. Он создал и редактировал мн.
журналы и книжные серии ("Наши достижения", "СССР на стройке", "За рубежом",
"История гражданской войны", "История фабрик и заводов", "Жизнь замечательных
людей", "Библиотека поэта" и др.).


1930-е гг. - время нового расцвета
драматургии Г. Пьесы "Егор Булычов и другие" (1932), "Достигаев
и другие" (1933), "Васса Железнова" (1935, 2-я ред.) утверждали
неизбежность гибели капитализма и победы социалистич. революции.


Крупным достижением социалистич. реализма
стало итоговое произв. Г. - монументальный роман-эпопея "Жизнь Клима Самгина"
(1925-36; 4-я часть не была завершена). В этой "...движущейся панораме
десятилетий" (Луначарский А. В., Собр. соч., т. 2, 1964, с. 197) отразились
историч. события сорока предоктябрьских лет рус. жизни, острая идейно-общественная
борьба эпохи. Гл. тема романа - разоблачение "самгинщины", бурж. индивидуализма.
В "самгинщине" типизировано поведение той части бурж. интеллигенции,
к-рая на подъёмах революции "примыкала" к ней, а по существу предавала
её. Большевик Степан Кутузов и др. революционеры в ходе идейной борьбы
побеждают Самгина и ему подобных. Роман глубоко раскрывает противоречия
действительности, показанной в её революц. развитии.


Великий художник слова, Г. был и выдающимся
лит. критиком, публицистом. Мысли Г. о роли труда, о значении фольклора
для нац. культуры, о народности как источнике силы рус. лит-ры, об активном
гуманизме сов. лит-ры вливались в русло исканий сов. эстетики 1920-нач.
1930-х гг., завершившихся созданием теоретич. основ социалистического реализма.
Г. определял его как "...реализм людей, которые... перестраивают мир...",
и считал главным его признаком способность отражать действительность в
революц. перспективе, смотреть на прошлое "...с высоты... целей будущего"
(статьи 1933 "О кочке и точке", "О социалистическом реализме", Собр. соч.,
т. 27, 1953, с. 44, 12). Г. неустанно защищал права романтич. начала
в сов. иск-ве. Гл. задачей сов. писателей он считал воспитание нового,
социалистич. человека.


Величие и мировое значение творчества
Г. в том, что он выразил идеи и стремления рус. революц. пролетариата,
способствовал созданию социалистич. общества и новой сов. культуры. Творчество
Г. оказывает большое влияние на сов. многонациональную и мировую лит-ру.
Р. Роллан, А. Франс, Б. Шоу, Дж. Лондон, Лу Синь и др. прогрессивные писатели
высоко оценили вклад Г. в иск-во нового мира.


Основополагающими являются высказывания
В. И. Ленина о Г. как пролет. писателе, к-рый "...крепко связал себя...
с рабочим движением России и всего мира..." (Полн. собр. соч., 5 изд.,
т. 19, с. 153). Марксистская критика (В. В. Во-ровский, А. В. Луначарский,
С. Г. Шаумян) ещё до Октября повела борьбу за верное понимание творчества
Г. Начало его изучению в сов. эпоху положили работы 20-30-х гг. (Луначарский,
С. Д. Балухатый, И. А. Груздев, В. А. Десницкий, Н. К. Пиксанов и др.).
В послевоенные годы горьковедение выделилось в спец. отрасль истории сов.
лит-ры.


Г. похоронен 20 июня 1936 в Москве
на Красной площади у Кремлёвской стены. Его именем названы г. Н. Новгород,
МХАТ, Ленингр. Большой драматич. театр и др. Созданы музеи Г. в Москве,
г. Горьком, Казани, Куйбышеве, с. Мануйловке Полтавской обл. УССР.


Илл. см. на вклейке, табл. V (стр.
128- 129).


Соч.: Собр. соч., 2 изд., т. 1 - 25,
М.- Л., 1933 - 34; Собр. соч., т. 1-30, М., 1949 - 56; Архив А. М. Горького,
т. 1 -13, М., 1939 - 71; Горький и советские писатели. Неизданная
переписка, в кн.: Литературное наследство, т. 70, М., 1963, т. 72, М.,
1965.


Лит.: Биография, документы,
воспоминания: В. И. Ленин и А. М. Горький. Письма, воспоминания, документы,
3 изд., М., 1969; Летопись жизни и творчества А. М. Горького, т. 1 - 4,
М., 1958 - 60; Груздев И. А., Горький и его время. 1868 - 1896, 3 изд.,
М., 1962; его же, Горький, М., 1958; М. Горький в воспоминаниях современников,
М., 1955.


О творчестве: М. Горький. Материалы
и исследования, т. 1 - 4, М.- Л., 1934 - 51; Горьковские чтения, т. 1 -
10, М., 1940-68; Пиксанов Н. К., Горький и фольклор, 2 изд., Л., 1938;
его же, Горький и национальные литературы, М., 1946;Б елкина Н.П.,В творческой
лаборатории Горького, М., 1940; Касторский С. В., "Мать"
Горького. Творческая история повести, Л., 1940; его же, Горький-художник.
Очерки, М.- Л., 1963; История русской литературы, т. 10, М.- Л., 1954;
Новиков В. В., Творческая лаборатория Горького-драматурга, М., 1965; Панков
В., Советская действительность в изображении Горького, 2 изд., М., 1957;
Волков А. А., М. Горький и литературное движение советской эпохи,
М., 1958; его же, Путь художника. Максим Горький до Октября, М.,
1969; Горький в эпоху первой русской революции, М-, 1955; Воровский В.
В., Литературно-критические статьи, М., 1956; Творчество М. Горького и
вопросы социалистического реализма, М., 1958; Муратова К. Д., М. Горький
в борьбе за развитие советской литературы, М.- Л., 1958; Наумов Е. М.,
М. Горький в борьбе за идейность и мастерство советских писателей, М.,
1958; Десницкий В., М. Горький. Очерки жизни и творчества, М., 1959; Юзовский
Ю. М., Горький и его драматургия, М., 1959; Бялик Б. А., М. Горький - литературный
критик, М., 1960; его же, Горький-драматург, М., 1962; Нович И., Художественное
завещание Горького "Жизнь Клима Самгина", 2 изд., М,, 1968; Овчаренко А.
И., Публицистика М. Горького, 2 изд., М., 1965; Бурсов
Б., Роман М. Горького "Мать" и вопросы социалистического реализма,
[3 изд.], М.- Л., 1962; Тагер Е., Творчество Горького советской эпохи,
М., 1964; Луначарский А. В., М. Горький, Собр. соч., т. 2, М., 1964; Максимова
В. А., Горький - редактор, М., 1965; М. Горький и его современники, Л.,
1968; М. Горький и литературы зарубежного Востока, М., 1968; Михайловский
Б. и Тагер Е., Творчество М. Горького, 3 изд., М., 1969; Михайловский Б.
В., Творчество М. Горького и мировая литература, М., 1965.


Библиография: Балухатый С. Д., Литературная
работа М. Горького, М.- Л., 1936; Описание рукописей М. Горького, под ред.
И. П. Ладыжникова и Е. Ф. Розмирович, т. 1, М.- Л., 1948; Балухатый
С. Д., Критика о М. Горьком. 1893-1932, Л., 1934; Балухатый
С. Д. и Муратова К. Д., Литературная работа М. Горького. Дополнительный
список. 1889 - 1937, М.- Л., 1941; Произведения М. Горького в переводах
на иностранные языки, М., 1958 (Библиографич. указатель); Русская литература
конца XIX - начала XX века. Библиографич. указатель, т. 1, М.- Л., 1963.
Б. В. Михайловский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я