ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ

ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ комплекс
различных видов транспорта, осуществляющих перевозку населения и грузов
на терр. города и ближайшей пригородной зоны, а также выполняющих работы,
связанные с благоустройством города. При наличии в системе города городов-спутников
и зон массового отдыха, удалённых от жилых массивов и пром. р-нов, Г. т.
обслуживает всю агломерацию. Г. т. является важной отраслью городского
хозяйства.



Развитие совр. городов (особенно с
населением 100 тыс. жит. и больше) сопровождается увеличением их
территории, миграцией населения в новые окраинные р-ны, удалением жилых
р-нов от мест приложения труда. Следствие этого - увеличение дальности
пути горожан на работу, рост числа жителей города, пользующихся транспортом,
и увеличение среднего количества поездок одного жителя в год. Быстро растёт
и объём грузовых перевозок внутри городов. Развитие Г. т. и улучшение обслуживания
населения, особенно пассажирским транспортом, влияет на бюджет времени
населения.


Г. т. включает: трансп. средства (подвижной
состав); путевые устройства (рельсовые пути, туннели, эстакады,
мосты и путепроводы, станции, остановочные пункты и места для стоянок);
пристани и лодочные станции; средства энергоснабжения (тяговые электроподстанции,
кабельные и контактные сети, бензозаправочные станции - бензоколонки);
ремонтные мастерские и заводы; депо и гаражи; станции технич. обслуживания,
пункты проката автомобилей; линейные устройства (связь, сигнализация, блокировка);
диспетчерское управление. По назначению Г. т. подразделяют на пассажирский,
грузовой и спец. транспорт.


Г. т. пассажирский объединяет: массовый
общественный транспорт, перевозящий пассажиров по определённым маршрутам
и подразделяющийся на уличный (трамвай, троллейбус, автобус) и внеуличный
скоростной (метрополитен, скоростной трамвай, монорельсовые дороги, конвейерный
транспорт); легковой автомоб. транспорт (таксомоторы, ведомственные
и личные автомобили); двухколёсный транспорт (мотоциклы, мотороллеры,
мопеды и велосипеды); водный транспорт (речной "трамвай", моторные
и гребные лодки, паромные переправы); возд. транспорт (вертолёты).


Быстрый рост автомобилестроения во
2-й четв. и особенно в нач. 2-й пол. 20 в. в развитых капиталистич. странах
привёл к насыщению городов легковыми автомобилями и переключению на них
б. ч. пассажирских перевозок. Так, в городах Великобритании и Франции легковыми
автомобилями выполняется ок. 70%, а в городах США - ок. 90% всех пасс.
перевозок (1967). Стихийное развитие легкового автомоб. транспорта
без необходимой увязки его с общей проблемой Г. т., в частности с пропускной
способностью улично-дорожной сети, привело во мн. случаях в крупных и особенно
крупнейших городах капиталистич. мира к "транспортному параличу" гор. движения,
гл. обр. в центр. р-нах городов в часы "пик". Это потребовало введения
ряда ограничений на движение индивидуального транспорта (в Нью-Йорке-Манхаттан,
в Лондоне - Сити) и вынудило муниципалитеты мн. крупных городов
обратить внимание на преимущественное использование средств массового общественного
транспорта, в частности внеуличного.


В СССР главенствующая роль в гор. пассажироперевозках
принадлежит массовому общественному транспорту (особенно поездки на работу
и с работы, составляющие 98-99% от всех поездок). Доля легкового
автомоб. транспорта в общем объёме гор. пасс. перевозок в СССР невелика
(в 1967 ок. 4%).


С сер. 1960-х гг. в ряде стран появляется
новый вид пасс. транспорта - скоростной трамвай; он распространён в ФРГ,
Бельгии, Швеции, США. В СССР линии скоростного трамвая проектируются в
Ленинграде, Киеве, Риге, Волгограде, Саратове, Перми и др. городах. Возможность
организации маршрутного (а не только линейного, как у метрополитена)
движения
в сочетании с достаточно высокой скоростью (25-30 км/ч)
и значительно
меньшей (сравнительно с метрополитеном) стоимостью строительства
делает скоростной трамвай весьма перспективным видом транспорта для мн.
крупных городов СССР.


По данным Междунар. союза общественного
транспорта, во всём мире (без СССР) имелось в 1967 36 городов с
метрополитеном, 401 город с трамвайным и 271 город с троллейбусным транспортом.
В 31 городе мира имелся такой вид Г. т., как монорельсовые дороги, однако
только две из них находились в нормальной эксплуатации - в Вуппертале (ФРГ)
и
Токио протяжённостью ок. 13 км каждая. Остальные дороги либо экспериментальные,
либо носят характер аттракционов.


В дореволюционной России трамвайное
сообщение было (в нынешних границах СССР) в 42 городах с общей протяжённостью
одиночного эксплуатац. пути 1690 км и годовым объёмом перевозок
1128 млн. пассажиров. Автобусы имелись в весьма ограниченном количестве
и эксплуатировались гл. обр. в междугор. сообщении на курортах Крыма и
Кавказа. За время 1-й мировой войны 1914-18 и Гражд. войны и воен. интервенции
1918- 1920 Г. т. пришёл в полный упадок. Сов. государству пришлось восстанавливать
разрушенное трамвайное х-во, а затем развивать его, одновременно вводя
новые виды транспорта. С 1924 начало развиваться автобусное сообщение;
в 1933 в Москве было организовано троллейбусное сообщение, а в 1935 открыта
первая линия метрополитена.


В 1970 все города СССР обслуживались
массовым пасс. транспортом. Все его виды (метрополитен, трамвай, троллейбус
и автобус) имеются в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку; трамвай,
троллейбус и автобус - в 56 городах, трамвай и автобус - в 54, троллейбус
и автобус - в 55 городах. Остальные города обслуживаются только автобусом.
Общий объём перевозок на массовом общественном транспорте в городах СССР
за 1970 составил ок. 36 млрд. пассажиров и, кроме того, на пригородных
линиях автобусами и ж.-д. транспортом перевезено ок. 7 млрд. пассажиров.
Доля отд. видов Г. т. в пасс. перевозках составляла (1970): метрополитена
6,4%, трамвая 22,2%, троллейбуса 17,0% и автобуса 54,4% . Протяжённость
линий пасс. Г. т. достигла к кон. 1970: метрополитена 214,5 км (двойного
пути), трамвая 8261 км, троллейбуса 8142 км (одиночного
пути). Протяжённость маршрутов автобусов в городах составила 87
800 км.


Развитие пасс. Г. т. в СССР характеризуется
данными табл. 1 и 2.


В дек. 1967 Сов. Мин. СССР принял пост.
"О мерах по улучшению обслуживания населения городским пассажирским транспортом",
определяющее
направление в технич. политике его развития на ближайшую перспективу.


Г. т. грузовой включает: грузовой автомоб.
транспорт общего назначения и специализированный, выполняющий осн. объём
грузовых перевозок в городах; грузовой таксомоторный автотранспорт, обслуживающий
индивидуальные грузовые перевозки населения; грузовой электротранспорт
- трамваи и троллейбусы, осуществляющие в некоторых городах перевозку грузов
по стабильным направлениям; конный (гужевой) транспорт, имеющий
распространение в малых городах и посёлках гор. типа для перевозки небольших
объёмов грузов на короткие расстояния. Грузовые перевозки в городах производятся
также ж.-д. пром. транспортом, который обслуживает крупные промышленные
предприятия и склады, и водным транспортом в городах, расположенных
на берегах судоходных рек и морском побережье.


В городах СССР грузовые перевозки осуществляются,
как правило, централизованно крупными трансп. предприятиями, объединяющими
в своих х-вах осн. парк грузовых автомобилей.


Г. т. специальный состоит из парка
специализированных автомобилей по обслуживанию нужд города и его населения
- снегоочистительные и снегоуборочные машины, машины для посыпки улиц песком
в зимнее время, подметальные, тротуароуборочные и поливочные машины, мусоровозы,
автовышки, пожарные машины, санитарные машины и др. (см. Коммунальные
машины.).



Директивами 24-го съезда КПСС по пятилетнему
плану развития нар. х-ва СССР на 1971-75 намечено расширить перевозки населения
городским пассажирским транспортом, в частности увеличить выпуск автобусов
большой вместимости.


Лит.: Петров В. К.,Сосянц В.
Г., Городской транспорт. Уч. пособие, М.- Л., 1949; Страментов А. Е., Фишельсон
М. С., Городское движение, 2 изд., М., 1965; Городской транспорт № 4 (Организация
движения), в сб.: Научные труды Академии Коммунального хозяйства им. К.Д.Панфилова,
в. 45, М., 1967; Проблемы перевозок, "Труды Института инженеров по электротехнике
и радиоэлектронике", 1968, т. 56, в. 4; Галонен Ю. М., Науменко В. С.,
Современное состояние и тенденции развития общественного транспорта в крупных
городах. Обзоры по городскому хозяйству, М., 1970. И. А. Молодых.


Табл. 1.-Количество городов СССР, имеющих
массовый пассажирский транспорт (на конец года)


Табл. 2.- Объём пассажирских перевозок
в городах СССР за год (млн. пассажиров)










































































Вид транспорта


1917


1940


1950


1960


1970


Метрополитен




1


1


3


5


Трамвай


42


81


91


108


110


Троллейбус


--


8


29


53


111


Автобус


-


325


459


1241


2017




























































































Вид
транспорта


1917


1940


1950


1960


1970


Метрополитен




377


629


1148


2295


Трамвай


1128


7283


5156


7827


7962


Троллейбус




293


945


3041


6122


Автобус


-


550


957


8932


19518


Всего


1128


8503


7687


20948


35897


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я