ГОРОД

ГОРОД крупный населённый пункт,
жители к-рого заняты гл. обр. в пром-сти и торговле, а также в сферах обслуживания,
управления, науки, культуры. Г. обычно адм. и культурный центр окружающего
р-на. Осн. критериями отнесения населённого пункта к категории Г. служат:
численность его населения и функции, к-рые он выполняет (одну или несколько-в
различных сочетаниях): пром. произ-ва, орг.-хоз., культурно-политич.
и адм., функции организации отдыха и лечения. В совр. Г.- в отличие
от деревни - лишь небольшая часть населения бывает занята в с. х-ве.
Для Г. характерны повышенная плотность заселения и компактность застройки
(часто многоэтажной). Отнесение населённого пункта к категории Г.
обычно оформляется в определённом законом порядке и сопровождается установлением
его городской черты (границы Г. как адм.-терр. единицы) и
городских
земель.
Выделение Г. в переписях и др. формах учёта в разных странах
мира проводится по-разному:


в одних странах на основании численного
критерия (Г. считаются населённые пункты определённого размера: 3-5-10
тыс. жит.; в нек-рых странах минимальное число жителей Г. составляет лишь
неск. сот чел.), в других <- по совокупности признаков.
В
СССР отнесение населённых пунктов к категории Г. входит в компетенцию
союзных республик. Так, Указ Президиума Верховного Совета РСФСР
"О порядке отнесения населённых пунктов к категории городов, рабочих и
курортных посёлков" от 12 сент. 1957 устанавливает след. категории
Г. Российской Федерации: Г. районного подчинения (культурные и пром. центры
с населением не менее 12 тыс. чел., из к-рых не менее 85% составляют рабочие,
служащие и члены их семей); Г. краевого, обл. и республиканского
(АССР) подчинения(крупные пром. и культурно-политич. центры с населением
св. 50 тыс.); в особую категорию выделены гг. Москва и Ленинград.


Население Г. составляет (нач. 70-х
гг. 20 в.) 1/3 всего населения мира. В Африке в Г. живёт менее 1/5
населения, в зарубежной Азии - св. 1/5, в Америке и зарубежной Европе -
до 3/5, в Австралийском Союзе - св. 83% . В СССР в 1970 в Г. проживало
56% населения.


Больших Г., к к-рым относят Г., имеющие
св. 100 тыс. жит., в мире ок. 2 тыс., в т. ч. св. 100 (с пригородами до
150) Г.-"миллионеров" (см. табл. 1), из них в СССР- 10.Г. (особенно большой совр.
Г.) выступает в жизни общества как чрезвычайно многоплановый социальный
организм, как сложный экономико-географич., архитектурный и инженерно-строительный,
а также культурный комплекс. Г. представляет собой историческую категорию,
обусловленную в первую очередь социально-экономич. структурой общества.
Возникнув с переходом от первобытнообщинного строя к классовому обществу,
Г. получал всё большее развитие по мере углубления общественного разделения
труда. На протяжении истории характер Г., место, занимаемое ими в обществ.
производстве и в обществ. жизни в целом, их социальный облик, их внешний
вид и т. д. существенно изменялись, отражая в первую очередь достигнутый
обществом уровень развития производит. сил и производств. отношений. Экономико-географический
и социологический очерк. С экономико-географической точки зрения Г. являются
прежде* Численность населения городов
СССР- по данным ЦСУ СССР; население
остальных городов<- гл. обр. по данным Demographic Yearbook, 1969,
UN, а также по нац. источникам.

















































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Город


Страна


Численность
населения, тыс. жит.


Год оценки
или переписи


города


с пригородами
(или конурбация)


Александрия


Египет


1803,9




1966


Амстердам


Нидерланды


831,5


1040,4


1970


Афины


Греция




2500


1971


Ахмадабад


Индия


1507 ,9


1582,5


1969


Багдад


Ирак


1745,3


1965


Баку


СССР


1292




1971


Балтимор


США


905,8


2070,7


1970


Бангкок


Таиланд


2040




1968


Барселона


Испания


1794,4


1968


Белград


Югославия


1204


1971


Белу-Оризонти


Бразилия


1167




1968


Бенгалуру


Индия


1027 ,3


1744,9


1969


Берлин


ГДР


1085




1971


Берлин Западный


-


2124




1970


Бирмингем


Великобритания


1074,9


2446,4


1968


Богота


Колумбия


2512


1970


Бомбей


Индия


5534,4




1969


Брюссель


Бельгия


1077,0


1968


Будапешт


Венгрия


1940




1970


Бухарест


Румыния


1555


1969


Буэнос-Айрес


Аргентина


3549,0


9070,0


1969


Варшава


Польша


1308


1970


Вашингтон


США


756,5


2861,1


1970


Вена


Австрия


1643,0




1970


Гавана


Куба


1755


1970


Гамбург


ФРГ


1826,4


1968


Гвадалахара


Мексика


1352,0


1969


Глазго


Великобритания


956,2


1764,4


1967


Горький


СССР


1189




1971


Гуанчжоу
(Кантон)


Китай


1840


1957


Дакка


Бангладеш


829


1969


Дели


Индия


3600


1971


Детройт


США


1511,5


4199,9


1970


Джакарта


Индонезия


2906,5


1961


Йокохама


Япония


2047,0


1968


Каир


Египет


4225,7


1966


Калькутта


Индия


3134,2


5074,7


1969


Канпур


Индия


1163,5


1275,8


1969


Каракас


Венесуэла


786,7


2064,0


1969


Карачи


Пакистан


3060,0




1969


Касабланка


Марокко


1320,0




1969


Киев


СССР


1693




1971


Киото


Япония


1410,0


1968


Китакюсю


Япония


1050,0


1968


Кливленд


США


750,9


2064,2


1970


Кобе


Япония


1253,0


1968


Копенгаген


Дания


863,7


1377,9


1966


Куйбышев


СССР


1069




1971


Лахор


Пакистан


1823,0


1969


Ленинград


СССР


4002




1971


Лима


Перу


2415,7


1969


Лион


Франция


527,8


1074,8


1968


Лондон


Великобритания


7763,8


1968


Лос-Анджелес


США


2816,0


7032.1


1970


Люйда


Китай


1508,0


1957


Мадрас


Индия


2047,7




1969


Мадрид


Испания


2850,6


1968




















































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Город


Страна


Численность
населения, тыс. жит.


Год оценки
или переписи


города


с пригородами
(или конурбация)


Манила


Филиппины


1499,0


1968


Мельбурн


Австралийский
Союз


76,2 2108.5


1968


Мехико


Мексика


3483,6




1969


Милан


Италия


1687,3


1968


Монреаль


Канада


1222,0


2527,0


1968


Монтевидео


Уругвай


1250




1967


Монтеррей


Мексика


1011,9




1969


Москва


СССР


7172




1971


Мюнхен


ФРГ


1260,6




1968


Нагоя


Япония


1996,0


1968


Нанкин


Китай


1419,0




1957


Неаполь


Италия


1267.0


1968


Новосибирск


СССР


1180




1971


Нью-Йорк


США


7867,8


16135,5


1970


Осака


Япония


3078,0


1968


Париж


Франция


2590,8


8196,7


1968


Пекин


Китай


4010,0




1957


Прага


Чехословакия


1105,6




1970


Пусан


Юж. Корея


1425,7




1966


Пхеньян


КНДР


1000


1970


Рисифи


Бразилия


1100,5




1968


Рим


Италия


2656.1


1968


Рио-де-Жанейро


Бразилия


4207,3




1968


Сайгон


Юж. Вьетнам


1682,0


1968


Сан-Паулу


Бразилия


5684,7


1968


Сантьяго


Чили


2447,7


1967


Сан-Франциско


США


715,7


3109,5


1970


Свердловск


СССР


1048




1971


Сеул


Юж. Корея


3794,9


1966


Сиань


Китай


1310,0




1957


Сидней


Австралийский
Союз


155,5


2444,7


1968


Сингапур


Сингапур


1987,9




1968


София


Болгария


973,5


1969


Стамбул


Турция


1742,0


2043,4


1965


Стокгольм


Швеция


756,7


1288,8


1968


Сурабая


Индонезия


1007,9




1961


Тайбэй


Китай


1604,0




1969


Тайюань


Китай


1020,0




1957


Ташкент


СССР


1424




1971


Тегеран


Иран


2719,7


1966


Токио


Япония


9012,0


11350.0


1968


Турин


Италия


1142,2


1968


Тяньцзинь


Китай


3220,0




1957


Ухань


Китай


2146




1957


Филадельфия


США


1948,6


4817 ,9


1970


Хайдарабад


Индия


1294,8


1363,4


1969


Ханой


ДРВ


1096


1963


Харбин


Китай


1552,0




1957


Харьков


СССР


1248




1971


Хьюстон


США


1232,8


1985,0


1970


Циндао


Китай


1121,0




1957


Чикаго


США


3366,9


7612,3


1970


Чунцин


Китай


2121




1957


Чэнду


Китай


1107




1957


Шанхай


Китай


6900




1957


Шэньян


Китай


2411




1957





всего местами средоточия промышленного
производства и циркуляции значительных масс товаров, что определяет и развитие
в них транспортных функций. Возникновение и развитие городов неотделимо
от появления и углубления территориального (географического) разделения
труда. Это и определяет производственные функции Г.: в сфере промышленности,
транспорта, обмена, а также произ-ва услуг для тяготеющих к Г. ареалов.
Наряду с основной массой Г., базой развития к-рых являются функции
обществ. производства, имеются и др. типы Г., основанные на функциях административных
(хотя обычно они сочетаются с торговыми и производственными), военных
(Г.-крепости), связанные с культурой и наукой (университетские Г.,
такие, как Оксфорд, Гейдельберг, Тарту, в новейшее время - "Г. науки",
напр. Дубна), с оздоровлением и отдыхом (Г.-курорты, напр. Сочи,
Карлови-Вари), религией (Г.- религиозные центры, напр. Мекка, Лурд)
и
т. п. Типология Г. по их функциям (а также величине, зависящей, в свою
очередь, от объёма этих функций) должна быть дополнена признаками
географич. положения Г. и характера его связей с тяготеющей к нему территорией,
Так, среди Г. пром. профиля можно выделить Г., расположенные вблизи месторождений
полезных ископаемых или источников энергии (напр., Г. Донбасса или Рурского
басс.); в транспортных узлах, в густозаселённых районах, где велики
или особенно дёшевы ресурсы рабочей силы; в р-нах, обладающих значит. ресурсами
с.-х. сырья (особая разновидность - Г.- центры плантационного хозяйства)
и
т. п. Г.-порты различаются по роли в их функциях экспорта, импорта и внутр.
перевозок. Во всех случаях для оценки экон.-географич. условий развития
Г. важны величина и хоз. насыщенность тяготеющей к нему территории; для
портов часто особенно выигрышно расположение в устье большой реки, с хорошо
развитым бассейном (Ленинград, Нью-Йорк, Роттердам, Гамбург), около
пролива (Стамбул, Копенгаген), или на далеко выдающемся крупном
мысу (Дакар, Кейптаун). Поскольку экономико-географич. факторы,
определяющие тип Г. через его функции, исторически изменчивы, могут исторически
менять свой профиль и сами Г. Существенна и природная обстановка, в к-рой
развивается Г., напр. его расположение близ горных проходов (многие Г.
Сев. Италии), на судоходной реке (напр., волжские Г.), в
удобной бухте (напр., Владивосток), на рубеже природных зон и т.
п.


В ходе ист. развития одни Г. утрачивали
своё значение (или даже вовсе исчезали, о чём свидетельствуют "мёртвые
города"), другие усиливали его, приобретая всё более обширное поле
тяготения. Величина последнего зависит и от развития системы трансп. связей;
прогресс транспорта способствует развитию более крупных Г., оставляя за
мелкими роль лишь местных центров. В целом историч. развитие ведёт ко всё
большей урбанизации населения и укрупнению Г. Степень урбанизации
страны - важный показатель уровня её экономич. развития. Для совр. урбанизации
характерно широкое распространение групповых форм гор. расселения (так,
в СССР в локальных группах Г. сосредоточено св. 3/гор. населения). Нередко вблизи совр. больших Г. находятся города-спутники.
Часто
Г. срастаются, образуя агломерации (см. Агломерация населённых пунктов)
или
конурбации (наиболее известные примеры - огромная сплошь урбанизированная
полоса в США - от Бостона до Вашингтона - т. н. мегалополис;
официальные
конурбации в Великобритании и мн. др.). В социалистич. странах групповые
формы городского расселения упорядочиваются с помощью районных планировок.


В Г. в сконцентрированном виде проявляются
производств. отношения, определяющие социальный строй данного общества
(см. ниже - Исторический очерк развития Г.).


Г. представляет собой определённый,
отличный от деревни тип социальной организации (общности), жителям
к-рого присущи черты, объединяемые понятием гор. образа жизни. Для Г. характерна
концентрация и интенсивность различных форм социального общения, специфическая
(по сравнению с деревней) демографич., проф. и организац. структура. Так,
крупный совр. Г. отличается высокой степенью разнообразия видов
профессий, концентрацией квалифицированной рабочей силы, повышенной долей
занятости в сферах науки, культуры, управления (особенно возрастающей в
условиях совр. научно-технич. революции), развитой системой гос. и обществ.
организаций и т. д. В противовес относит. стабильности ср.-век. Г., социальная
организация совр. Г. отличается высокой динамичностью структуры, множественностью
и разнообразием внеш. и внутр. связей, отсутствием замкнутых социальных
"ячеек" (община, цех). Гор. образ жизни отличается большим разнообразием
жизненных укладов, потребностей, вкусов, привычек. Традиции, обычаи
играют в Г. значительно меньшую роль, чем в деревне. Г., особенно крупные,
притягивая население из обширных ареалов, становятся очагами смешения различных
этнич. групп и их взаимной ассимиляции; в то же время в капитали-стич.
и др. Г. досоциалистич. эпохи имеют место уродливые явления этнической
сегрегации (напр., существование негритянских гетто в США).


Совр. Г., особенно крупный, представляет
собой сложный строит.-инж. комплекс, систему инж. сооружений и коммуникаций
(водопровод, канализация, сеть тепло- и газопроводов, кабелей и наземных
линий электропередач, устройства городского транспорта и т. п.), необходимых
для нормальной эксплуатации жилого фонда, для взаимных связей между собой
жилых р-нов, территорий пром. предприятий, конечных пунктов внегородского
транспорта, общественных и торговых центров. Важное значение для создания
здоровых, удобных и культурных условий жизни населения имеет уровень благоустройства
Г. - развитие городского транспорта, создание сети коммунально-бытовых
учреждений, гор. освещения, мероприятия по озеленению Г., их санитарной
очистке и т. д. (см. ст. Благоустройство населённых мест, Городское
хозяйство).
Система сани-тарно-гигиенич. мероприятий в современном
Г. направлена на устранение отрицательных последствий, которые имеет для
здоровья человека жизнь в большом Г., таких, как перенаселённость, недостаток
чистого воздуха и света, оторванность от природы, повышенная запылённость
(см. также Городской климат), шум, нервные перегрузки, с чем связано
значительное распространение в Г. нек-рых болезней: сердечно-сосудистых,
рака лёгких, нервных болезней, туберкулёза.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я