Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > Печать, радиовещание, телевидение.

Печать, радиовещание, телевидение.

Печать, радиовещание, телевидение. В 1970 выходило 14 газет и журналов общим тиражом 36 тыс. экз. Крупнейшие
из них, издающиеся в Тегусигальпе: "Гасета" ("La Gaceta"), ежедневная,
осн. в 1906, тираж 2,5 тыс. экз., правительственный официоз; "Дна" ("Еl
Dia"), ежедневная, осн. в 1948, тираж 15 тыс. экз., полуофициоз
пр-ва; "На-сьональ" ("El Nacional"), ежедневная, тираж 5 тыс. экз.,
орган Националистич. партии; "Пуэбло" ("El Pueblo"), ежедневная,
осн. в 1949, тираж 4 тыс. экз., орган Либеральной партии; "Трабахо" ("Тrаbajos
<-"Труд"), бюллетень, осн. в 1954, орган Коммунистич. партии.
В 1970 действовало 58 радиостанций. Крупнейшие радиостанции в Тегусигальпе:
"Радио насьональ"- офиц. гос. радиостанция, и "Голос Гондураса"- самая
крупная коммерческая. Передачи ведутся на исп. яз.


В Тегусигальпе имеются коммерч. телевизионная
станция, работающая по двум каналам (принадлежит акционерному обществу
"Гондурасская телевизионная компания", ведёт передачи на исп. яз.),
и две ретрансляционные станции.


С. Л. Борисов.


Литература возникла после провозглашения
независимости (1821) и долго была подражательной. Священник X. Т.
Рейес (1797-1855) писал стихи религ. и патриотич. содержания, руководствуясь
классицистическими испанскими образцами. Им подражали и поэты-дилетанты
19 в.-Т. Агилус (1827-83), X. Сиснерос (ум. 1908), изобразивший
в поэме "Лемпира" завоевание Г. конкистадорами, X. А. Домингес (1869-1903),
культивировавший филос. лирику. Первый в стране роман "Анхелина" (1898)
К. Гутьерреса (1861-99) написан в духе натурализма. На рубеже
20 в. распространяется модернизм - течение, в к-ром тяга к нац. самобытности
переплеталась с влиянием символизма. Наиболее значит. фигура этого течения
- Ф. Турсиос (1878-1943), автор неск. книг стихов, перемежающихся
прозой, романов "Аннабель Ли" (1906) и "Вампир" (1910). Представители
след. поэтич. поколения - "постмодернисты" искали пути к постижению действительности.
А. Гильен Селая (1878-1947) ставил в стихах социальные проблемы;
Р. Э. Валье (1891-1959) создал полные любви к родине книги стихов
и прозы - "Аромат родной земли" (1917) и "Высохший сосуд" (1922).


После 2-й мировой войны 1939-45, в
период нац.-освободит. движения, выдвинулась группа писателей, посвятивших
своё творчество коренным проблемам жизни народа. Прозаик А. Мехиа Ньето
(р. 1900) изображает быт гондурасцев. Социальный протест звучит
в стихах К. Барреры (р. 1912), X. Каркамо (1917-59). По фольклорным
мотивам П. Ортега создал кн. "Духи отчизны". В романе К. Исагирре (1894-1956)
"Под ливнем" разоблачается империалистич. эксплуатация трудящихся.
Р. Амая Амадор (1916-66) в романах "Рассвет", "Зелёная тюрьма" (1950),
"Строители" и "Операция „Горилла"" (1966, рус. пер. 1968) рассказал
о борьбе народа против засилья монополий. Л. С. Осповат.




Архитектура и изобразительное искусство.
В 1-м тыс. н. э. на терр. Г. развивалась культура майя (гл. центр -
г. Копан с пирамидами, храмами, кам. стелами). Традиц. черты
индейского иск-ва сохраняются в раскраш. масках племён пипиль и ленка и
особенно в полихромных сосудах племени сумо. С 16 в. по регулярным планам
строились города (Комаягуа, Тегусигальпа) с ярко раскрашенными одноэтажными
домами из адобы. Церкви-базилики 17-18 вв. с башнями, б. ч. с чётко
расчленёнными фасадами, украшены поливной керамикой, статуями и резьбой
на фасадах и росписью на дерев. потолках-артесоиадо. В 19- 20 вв.
архитектура следует как традициям колон. периода, так и эклектич. и нео-классич.
образцам Европы и США; в сер. 20 в. построены отдельные здания и комплексы
в совр. стиле (парламент в Тегусигальпе; отели, школы, больницы, фактории
амер. фруктовых компаний, гл. обр. в портовых городах - Теле, Ла-Сейбе,
Трухильо). Но в целом планировка и застройка городов носят отсталый
характер.


В кон. 19 - нач. 20 вв. выдвинулись
местные мастера исторической, жанровой, пейзажной и портретной живописи
(П. С. Сьерра, К. Суньига Фигероа). В совр. живописи (М. А. Руис,
X. А. Веласкес) реалистически изображаются жизнь народа, облик городов
и деревень Г.; крупнейший живописец-реалист А. Каналес раскрывает драматич.
стороны жизни рабочих и крестьян.


Илл. см. на вклейке, табл. I (стр.
128-129).


Лит.: Народы Америки, т. 2,
М., 1959; Marinas Otero L., Honduras, Madrid, 1963; Томас А. Б., История
Латинской Америки, пер. с англ., М., 1960; Гонионский С. А., Очерки новейшей
истории стран Латинской Америки, М., 1964; Карнеро Чека X., Очерки о странах
Латинской Америки, пер. сисп., М., 1960; Воni11а С., Honduras en el pasado,
San Pedro Sula, 1949; Stokes W., Honduras. An area study in governement,
Madison, 1950; Becerra L., Honduras, [La Habana, 1966]; Амайа Амадор Р.,
В духе национальных традиций, "Иностранная литература", 1960, № 12; Durоn
R. Е., Honduras literaria, t. 1, Escritores en prosa, Tegucigalpa, 1896;
его же, Honduras literaria, t. 1 - 3, Escritores en verso, Tegucigalpa,
1957; River a Morillo H., La literatura hondurena en el siglo XX, в кн.:
Panorama das literaturas das Americas, v. 2, Nova Lisboa (Angola), 1958,
p. 673-736; Sola M., Historia del arte hispanoamericano, Barcelona, , 1958.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я