ГОЛЬБАХ

ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль
Анри [1723, Эдесхейм, Пфальц,-21.6.1789, Париж], французский философ-материалист
и атеист, идеолог революционной франц. буржуазии 18 в. Род. в семье нем.
коммерсанта. Г. был деятельным сотрудником "Энциклопедии" Д. Дидро и
Ж.
Д'Аламбера.
В парижском салоне Г., ставшем одним из центров просветительской
и атеистич. мысли предреволюц. Франции, встречались Д. Дидро, К. А. Гельвеции,
Ж. Д'Аламбер, Ж. Л. Бюффон, Ж. А. Нежон и др.; одно время здесь бывал и
Ж. Ж. Руссо. Гл. соч.-"Система природы" (1770, рус. пер. 1924 и 1940).


Г. был крупнейшим систематизатором
мировоззрения франц. материалистов 18 в. Он утверждал первичность и несо-творимость
материального мира, природы, существующей независимо от человеч. сознания,
бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Г., есть совокупность
всех существующих тел; её простейшими, элементарными частицами являются
неизменные и неделимые атомы, осн. свойства к-рых - протяжённость, вес,
фигура, непроницаемость, движение. Движение, все формы к-рого Г. сводил
к механич. перемещению, является неотъемлемым свойством природы, материи.
Считая человека частью природы, всецело подчинённой её законам, Г. отрицал
свободу воли. Г. последовательно развил материалистич. сенсуализм Дж. Локка.


Г. критиковал феод. собственность и
феод. формы эксплуатации, отстаивал необходимость ограничения королев.
власти. Опираясь на отвлечённое понятие человеч. природы, Г. сводил социальное
к индивидуальному, искал объяснения обществ. явлений в законах природы
и разделял идеалистич. договорную теорию происхождения общества (см. Общественный
договор).
Развитие человеч. общества, по мнению Г., есть результат
деятельности правительств, выдающихся личностей, роста просвещения и т.
д. Осуществления "царства разума" Г. ожидал в результате появления просвещённого
монарха, гуманного законодателя. Основой поведения человека он считал его
интерес, пользу. В числе др. франц. материалистов он выдвинул положение
о формирующей роли социальной среды по отношению к личности. Наряду с Гелъвецием
Г.
сыграл определ. роль в идейной подготовке утопического социализма
19
в. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 147-48).


Г. принадлежат написанные в духе бурж.
просветительства остроумные атеистич. произведения. Из-за преследований
со стороны церковников произведения Г. выходили анонимно, и, как правило,
за пределами Франции. Портрет стр. 41.


Соч.: Textes choisis, v. 1 - , P.,
1957 -; в рус. пер.- Избр. произв., т. 1 - 2, М., 1963.


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.,Соч.,
2 изд., т. 3, с. 409 - 12; Плеханов Г. В., Избранные философские произведения,
т. 2, М., 1956, с. 36-78; Беркова К. Н., П. Гольбах, 2 изд., М., 1923;
Альтер И. М., Философия Гольбаха, М., 1925; Залманович А. В., Атеизм Гольбаха,
"Уч. зап. Тульского государственного педагогического ин-та", 1955, в. 6;
Волгин В. П., Социальные и политические идеи Гольбаха, "Новая и новейшая
история", 1957, № 1, с. 29-55; Gushing M. Р., Baron d'Holbach,
N. Y., 1914; Hubert R., D'Holbach et ses amis, P., 1928; Naville P.. P.
d'Holbach et la philosophic scientifique au 18 siecle, P., 1943.

М. Д. Цебенко.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я