ГОЛСУОРСИ

ГОЛСУОРСИ (Galsworthy) Джон
(14.8.1867, Лондон,-31.1.1933, там же), английский писатель. Сын
юриста. Закончил Оксфордский ун-т. Лит. деятельность начал как неоромантик
(сб. "Четыре ветра", 1897; романы "Джослин", 1898, "Вилла Рубейн", 1900).
Роман Г. "Остров фарисеев" (1904) положил начало серии социально-бытовых
романов: "Усадьба" (1907), "Братство" (1909), "Патриций"
(1911), "Фриленды" (1915). В романе "Тёмный цветок" (1913) тонко раскрыты
интимные переживания. Одновременно Г. создал пьесы с острыми социальными
конфликтами: "Серебряная коробка" (1906, изд. 1909), "Борьба" (1909), "Справедливость"
(1910) и др. Позднее у Г. возникает идея создания цикла о судьбах одной
бурж. семьи - Форсайтов. Зародышем цикла стала новелла "Спасение Форсайта"
(1901), за к-рой последовал роман "Собственник" (1906)- реалистич. картина
бурж. нравов т. н. викторианского периода. Критика бурж. семейных отношений
перерастает здесь в обличение всего собственнич. мира. За новеллой "Последнее
лето Форсайта" (1918) Г. пишет романы "В петле" (1920) и "Сдаётся внаём"
(1921), составившие вместе с "Собственником" и новеллой "Пробуждение" (1920)
трилогию "Сага о Форсайтах" (1922). Затем рождается вторая трилогия о Форсайтах
- "Современная комедия", состоящая из романов "Белая обезьяна" (1924),
"Серебряная ложка" (1926), "Лебединая песнь" (1928) и новелл "Идиллии"
(1927) и "Встречи" (1927). К этому циклу примыкает сб. рассказов "На форсайтской
бирже"(1930). Отд. члены этой семьи появляются и в третьей трилогии Г.
"Конец главы", состоящей из романов "Девушка-друг" (1931), "Цветущая
пустыня" (1932) и "Через реку" (1933). После 1-й мировой войны 1914-18
Г. написал неск. драм, в т. ч. "Мёртвая хватка" (1920) и "Верность" (1922).
Хотя позиция Г. ограничена его верой в незыблемость бурж. строя, верность
реализму привела к тому, что созданная им панорама правильно отразила постепенный
упадок англ. буржуазии. Но если в довоенный период в соч. Г. подвергался
критике гл. обр. хищнич. эгоизм Форсайтов, то после войны писатель особенно
отмечает утрату молодым поколением буржуазии твёрдых нравств. устоев и
неумение понять действительность. На формирование его художеств. метода
решающее влияние оказали Ч. Диккенс и У. Теккерей, Г. Мопассан, И. С. Тургенев,
Л. Н. Толстой; в драме - Г. Ибсен и Г. Гауптман. Выступая и как публицист,
Г. выражал гуманистич. взгляды, а в своих критич. статьях развивал принципы
реализма ("Гостиница спокойствия", "Канделябра"). Нобелевская пр. (1932).


Соч.: Works, v. 1 - 30, L.. 1923-36;
Letters. 1900 - 1932, ed. by E. Garnett, L., 1934; в рус. пер.- Собр. соч.,
т. 1 - 12, Л., 1929; Собр. соч., т. 1 - 16, М., 1962; Сага о Форсайтах,
т. 1 - 2, М., 1956; Новеллы, М., 1957; Драмы и комедии, М., 1956.


Лит.: История английской литературы,
т. 3, М., 1958; Аникст А. А., История английской литературы, М., 1956;
Дьяконова Н. Я., Джон Голсуорси. 1867 - 1933, Л.- М., 1960; Воропанова
М. И., Джон Голсуорси, Красноярск, 1968; Джон Голсуорси. Биобиблиография,
указатель, сост. И. М. Левидова, М., 1958; Marrot H., The life and letters
of John Galsworthy, L., 1935; его же, A bibliography of the works of John
Galsworthy, L., 1928; Sauter R., Galsworthy, the man. An intimate portrait,
L., 1967. Ю. И. Кагарлицкий.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я