ГОЛЛИВУД

ГОЛЛИВУД Холливуд (Hollywood),
до 1910 самостоятельный город на 3. США, в шт. Калифорния; позднее стал
одним из районов г. Лос-Анджелес. Расположен в 30 км от побережья
Тихого ок. Благоприятные природные условия (большое количество солнечных
дней, живописность местности, сочетание гор и воды и др.) способствовали
выбору Г. в качестве киноцентра США. Во время 1-й мировой войны 1914-18
здесь сложились осн. черты амер. кинематографии: система "звёзд", стандартизация
кинодраматургии, конвейерное производство фильмов, ориентация на обывательские
вкусы. В 20-е гг. Г. завоёвывает кинорынки др. капиталистич. стран, амер.
кинематография становится самой мощной на Западе по своей технич. оснащённости,
располагающей квалифицированными кадрами. Руководители Г., следуя антиреалистич.,
далёким от иск-ва принципам, препятствовали деятельности выдающихся амер.
реж. Ч. Чаплина, Э. Штрогейма, К. Видора, Дж. Крюзе, выпускали
стандартные "вестерны" (т. н. ковбойские фильмы), мелодрамы, псевдоисторич.
и религиозные фильмы. На рубеже 20-30-х гг., с появлением звукового кино,
Г. окончательно перешёл в руки монополий; кинопромышленность США оказалась
во власти т. н. "большой восьмёрки" (фирмы "Метро-Голдвин-Майер", "20 век-Фоке",
"Уорнер бразерс", "Парамаунт", "РКО", "Юнайтед артисте", "Коламбия". "Юниверсал
интернэшонал"), что привело к ещё большей стандартизации массовой продукции,
падению художеств. уровня фильмов, к превращению большинства творческих
деятелей в профессионалов-ремесленников. Наряду с этим в 30-е - нач. 40-х
гг. ведущие режиссёры Г. поставили ряд фильмов, посвящённых острым социальным
проблемам: разорению фермеров ("Гроздья гнева", 1940, реж. Дж. Форд), разложению
бурж. семьи и морали ("Лисички", 1941, реж. У. Уайер), коррупции в "высших"
сферах амер. общества ("Мистер Дидс переезжает в город", 1936; "Мистер
Смит едет в Вашингтон", 1939, реж. Ф. Капра). В 40-е гг. в деятельности
Г. проявились первые признаки надвигающегося кризиса - в 1946 решением
Верх. суда США "большая восьмёрка" утеряла монополию на прокат фильмов.
Травля прогрессивных деятелей амер. кино в 1947, реакционность руководства
кинофирм, преобладание коммерч. интересов над эстетич. требованиями, конкуренция
телевидения определили "закат" Г. Отдельные попытки изменить положение
- частичная смена руководства, внедрение широкого экрана и др.- не принесли
успеха. В 60-е -нач. 70-х гг. большинство фирм Г. работает под контролем
телевидения и снимает гл. обр. телевизионные фильмы.


Лит.: Карцева Е., Сделано в
Голливуде, М., 1964; Кухаркин А., Кино, в сб.: Кино, театр, музыка, живопись
в США, М., 1964; Теплиц Е., Кино и телевидение в США, [пер. с польск.],
М., 1966.

В. М. Гохман, В. А. Утилов.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я