ГОЙЯ

ГОЙЯ Гойя-и-Лусьентес (Goya
у Lucientes) Франсиско Хосе де (30.3.1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы,-
16.4.1828, Бордо), испанский живописец, гравёр, рисовальщик. Сын ма-стера-позолотчика
и дочери обедневшего дворянина. С 1760 учился в Сарагосе у X. Лусана-и-Мартинеса.
Ок. 1769 отправился в Италию. В 1771, получив 2-ю премию пармской АХ за
картину на тему из антич. истории, вернулся в Сарагосу, где писал фрески
в традициях позднего итал. барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора
дель Пилар, 1771-72). Ок. 1773 Г. обосновался в Мадриде. Вначале работал
в мастерской Ф. Байеу, в 1776-80 и 1786-91 выполнил для королевской шпалерной
мануфактуры св. 60 панно, к-рые служили образцами (картонами) для
ковров. Это насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной
жизни и праздничных нар. развлечений ("Зонтик", 1777; "Продавец посуды"
и "Мадридский рынок", 1778; "Игра в пелоту", 1779; "Молодой бык", 1780;
"Раненый каменщик", 1786; "Игра в жмурки", 1791; все -в Прадо, Мадрид).
Опираясь на опыт венецианских живописцев сер. 18 в. (особенно Дж. Б. Тъеполо),
Г.
противопоставил ещё сильным тогда в исп. иск-ве традициям парадно-тор-жеств.
барокко и рассудочности классицизма, прививаемого мадридской АХ, дух темпераментного
наслаждения бытием и жизнерадостного демократизма. Этому способствовала
атмосфера наивных надежд, порождённая реформами Карла III в пору его увлечения
идеями "просвещённого абсолютизма". С начала 1780-х гг. Г. получает известность
и как портретист. Свойственная первоначально его портретам парадность (портрет
графа Флоридабланка, 1782-83, банк Уркихо, Мадрид) уступает затем
место интимности, не исключающей подчас лёгкой иронии по отношению к модели
("Семья герцога Осуна", 1787, Прадо; портрет маркизы А. Понтехос, ок. 1787,
Национальная галерея искусства, Вашингтон). В эти годы Г. постепенно
переходит к тонко разработанной, не яркой, но звучной цветовой гамме. Фигуры
утрачивают рельефность, словно растворяясь в дымке.


В 1780 Г. был избран в мадридскую АХ
(с 1785 вице-директор, а с 1795- директор её живописного отделения);
в 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 первый живописец короля.
Характер иск-ва Г. резко меняется с нач. 1790-х гг., когда Карл IV в страхе
перед событиями Великой франц. революции стал на путь реакции. Жизнеутверждение
в творчестве Г. сменяется глубокой неудовлетворённостью, возрастающей до
степени трагизма, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков
- резкими столкновениями тёмного и светлого, напряжённой монохром-ностью,
увлечение Тьеполо - освоением традиций Веласкеса, Эль Греко, а позже Рембрандта.
И хотя Г. ещё создаёт такие произв., как сияющая серебристо-пепельными
тонами роспись потолка в капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде
(1798), в его живописи всё чаще царит подвижный ночной мрак, поглощающий
фигуры, к-рые то едва проступают сквозь тьму, то ненадолго разгоняют её,
вспыхивая тревожным сиянием. Особенно привлекает Г. графика: стремительность
перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте, светотеневые эффекты
акватинты.
Близость с исп. просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом, М.
X. Кинта-ной) обостряет неприязнь Г. к феодально-клерикальной Испании.
В его искусстве появляется яростная сила сопротивления гнёту действительности.
В это время (осень 1792 - зима 1793) тяжёлая болезнь приводит художника
к глухоте.


В 1790-х-нач. 1800-х гг. исключит.
расцвета достигло портретное творчество Г. В нём остро звучат и чувство
одиночества, уязвимости человека в тревожном мире (портреты: сеньоры
Бермудес, Музей изобразит. иск-в, Будапешт; Ф. Байеу, 1796, Прадо; Ф. Савасы
Гарсиа, ок. 1805, Нац. гал. иск-ва, Вашингтон), и му-жеств. противостояние,
даже вызов окружающему ("Ла Тирана", 1799, АХ, Мадрид; портреты - доктора
Пераля, 1796, Нац. гал., Лондон, Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж, И. Ковос
де Порсель, ок. 1806, Нац. гал., Лондон). Но главными становятся беспримерная
до того прямота обнажения истины и откровенность личного отношения художника
к миру, к-рые заставляют содрогаться при виде жёсткой обесчеловеченности
лиц в "Семье короля Карла IV" (1800, Прадо) или почувствовать таинственную
притягательность женщины в "Махе одетой" и "Махе обнажённой" (обе - ок.
1802, Прадо). Программно-заострённым воплощением настроений Г. явилась
первая большая серия офортов "Капричос" (80 листов с комментариями художника,
1797-98, обнародованы в нач. 1799), в к-рой в гротескно-трагич. форме было
всесторонне раскрыто уродство моральных, политич. и духовных основ
исп. чстарого порядка". "Капричос"-творение глубочайшего мыслителя и смелого
борца, высшее художеств. выражение века Просвещения и Великой франц.
революции. Вместе с тем это произв. наряду с "Фаустом" Гёте вдохновляло
творч. искания последующих поколений, начиная с романтиков. Их привлекали
в Г. острая характерность и мужественная энергия, охват реальной сложности
бытия, во имя к-рых он отвергал абстрактно "правильное" и "разумное". Г.
первым из художников противополагает безличному классицистич. рационализму
страстность чувств, откровенность мыслей, дерзостный полёт воображения.
Невиданно конкретным историзмом, подлинно нар. энергией и страстью личного
переживания пронизаны картины "Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде" и "Расстрел
повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" (обе ок. 1814, Прадо). В отличие
от зрелищно построенных историч. картин романтиков, оба эти произв. Г.
более всего потрясают абсолютной правдой поведения всех действующих лиц
и той широтой мировоззрения, к-рая позволяет художнику быть одновременно
исп. патриотом, призывающим к борьбе с завоевателями, и гуманистом, восстающим
против войны как акта бесчеловечности. Своеобразным философско-историч.
осмыслением судьбы народа в трагич. эпоху жизни Испании явились офорты
"Бедствия войны" (82 листа; 1810-20, изд. в 1863 в Мадриде), исполненные
б. ч. в период народно-освободит. войн против наполеоновского нашествия
и первой исп. революции (1808-14). Последние листы серии создавались в
обстановке реставрации Фердинанда VII и жестокой реакции. В эти годы, чрезвычайно
тяжёлые для Г., он жил в одиночестве в загородном доме ("Кинта дель Сордо",
т.е. "Дом Глухого"), стены к-рого расписал маслом (1820-23, росписи ныне
в Прадо). Здесь воплотились созвучные "Капричос" идеи противостояния
прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени ("Сатурн")
и
освободит. энергии юности ("Юдифь"). Ещё сложнее система жутких
гротескных образов в серии офортов "Диспаратес" (22 листа; 1820-23,
изданы
в 1863 в Мадриде под названием "Пословицы"). Но и в самых мрачных
видениях Г. давящая тьма не может остановить движение, к-рое для него,
как и для революц. романтиков,- самое мощное проявление развития жизни.
Движение становится ритмич. лейтмотивом в "Похоронах сардинки" (ок. 1814,
Прадо), в серии офортов "Тавромахия" (1815, изданы в 1816 в Мадриде),
в алтарной картине "Моление о чаше" (1819, духовное уч-ще Сан-Антонио,
Мадрид) и в знаменитых "Кузнецах" (1819, собр. X. Фрика, Нью-Йорк).
Тьма уступает место вновь загорающемуся сиянию красок в картинах "Водоноска"
(1810, Музей изобразит. иск-в, Будапешт)
и "Махи на балконе" (ок.
1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Человечность и мудрость Г.
находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815, Прадо),
портретах Т. Переса (1820, Метрополитен-музей), П. де Молина (1828,
собрание О. Рейнхарта, Винтертур).


Последние четыре года жизни Г. провёл
во Франции. В добровольном изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов,
осваивает новую тогда технику литографии (серия "Бордоские быки",
1826), создаёт полную оптимизма картину "Молочница из Бордо" (1827-28,
Прадо). К этому времени влияние Г. на художеств. культуру начинает
приобретать общеевроп. значение.


Илл. см. на вклейке к стр. 24-25.


Лит.: Левина И. М., Гойя, Л.
-М., 1958; Прокофьев В. Н., "Капричос" Гойи, М., 1970; Mayer A., Francisco
de Goya, Munch., 1923; К1ingender F. D., Goya in the democratic tradition,
L., 1948, 2 ed., N. Y., 1968; Sanсhez Canton F. J., Vida у obras de Goya,
Madrid, 1951; Holland V., Goya. A pictorial biography, L., 1961; Harris
Т., Goya. Engravings and litographs, v. 1 - 2, Oxf., [1964]; Wyndham Lewis
D. В., The world of Goya. L., 1968; Gudiol J. Goya, L.-N. Y., 1969; Goya.
Konigliche Gemaldegalerie "Mauritshuis". [Katalog, Haag, 1970] (библ.).
В.
Н. Прокофьев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я