ГОГЕН

ГОГЕН (Gauguin) Поль
Эжен Анри (7.6.1848, Париж,-8.5.1903, пос. Атуона, Маркизские о-ва), французский
живописец. В юности служил моряком,
с 1871- биржевым маклером в Париже. В 1870-х гг. самостоятельно занялся
живописью. В 1883 бросил биржу и всецело посвятил себя иск-ву, что привело
Г. к нищете, разрыву с семьёй, скитаниям. В 1886 жил в Понт-Авене (Бретань),
в 1887 - в Панаме и на о-ве Мартиника, в 1888 два месяца работал (с В.
ван Гогом) в Арле, в 1889-91 - гл. обр. в Ле-Пуль-дю (Бретань). Ранний
период творчества Г. связан с импрессионизмом. В дальнейшем неприятие бурж.
цивилизации пробудило у Г. интерес к нар. творчеству с его наивным мировосприятием,
к иск-ву архаич. Греции, средневековья, Др. Востока. Поиски обобщённых
образов, таинственного смысла явлений, интерес к издавна застылому укладу
жизни, к-рый Г. искал в Бретани, Арле и на Мартинике ("Видение после проповеди",
1888, Нац. гал. Шотландии, Эдинбург; "Жёлтый Христос", 1889, Гал. Олбрайта,
Буффало), сближают программу Г. с символизмом и приводят его и группу близких
к нему молодых художников (т. н. понт-авенская школа) к созданию новой
живописной системы ("синтетизма"), использующей обобщение и упрощение форм
и линий. Светотеневая моделировка объёмов, световоздушная и линейная перспектива
вытесняются ритмичным сопоставлением отд. плоскостей чистого цвета, целиком
заполняющего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального
и психологич. строя картины ("Кафе в Арле", 1888, Музей изобразит, иск-в
им. А. С. Пушкина, Москва). Система живописи Г. получает дальнейшее развитие
в его произведениях, созданных на о-ве Таити (Океания). Он едет туда в
1891, увлекаемый творч. исканиями и мечтой об идеальном обществе. Как казалось
Г., здесь, вдали от европ. цивилизации человек живёт в гармонии со щедрой
тропич. природой, дарящей ему свободу от борьбы за существование. В 1895
после кратковрем. возвращения во Францию Г. навсегда уезжает в Океанию
(сначала на Таити, а в 1901 на о. Хива-Оа). Хотя колониальная действительность
отнюдь не отвечала утопич. мечте Г., он создаёт в своих полотнах ощущение
первозданного рая, к-рый насыщен солнцем и населён духовно цельными людьми,
живущими в единстве с природой ("Таитянские пасторали", 1893, Эрмитаж,
Ленинград; "Брод", 1901, Музей изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина; "И золото
их тел", 1901, Музей импрессионизма, Париж). Картины, написанные в Океании,
словно несут в себе экзотич. аромат незнакомого мира и поэтич. строй полинезийской
культуры и мифологии, открывшиеся Г. первому из европ. художников. Эмоциональная
насыщенность цвета, плоскостность и статичность композиции, органич. сплав
декоративного и монументального начала, новизна и значительность образов,
характерные для произв. Г., во многом стимулировали творч. поиски живописцев
нач. 20 в. Г. работал также в области скульптуры, графики, керамики. В
ряде лит. и критич. произв. он дал теоре-тич. обоснование своего творч.
метода.


Илл. см. на вклейке к стр.
193.


Соч.: Avant et apres, P.,
1923; Noa-Noa. Voyage de Tahiti, P., [1924]; неполный рус. пер. - Ноа-Ноа.
Путешествие на Таити, M., [1914], 2 изд., M., 1918; Lettres a sa femme
et a ses amis, P., 1946.


Лит.: Кантор-Г уковская А.
С., Поль Гоген. Жизнь и творчество, Л. -M.,


1965; Даниельсон Б,Гоген в Полинезии, М. -Л., 1969; Wildenstein G., Gauguin. Catalogue, P.,
1964; Cachin Fr., Gauguin, P., 1968. А. С. Кантор-Гуковская.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я