ГЛЫБОКАЯ

ГЛЫБОКАЯ посёлок,
гор. типа, центр Глыбокского р-на Черновицкой обл. УССР. Ж.-д. узел Глубокая-Буковин-ская.
Маслодельный з-д, птицекомбинат.<


<ГЛЮК (Gluck) Кристоф
Виллибальд (2.7.1714, Эрасбах,-15.11.1787, Вена), австрийский композитор.
Детство и юность провёл в Чехии. Одним из его учителей был крупнейший чеш.
органист и композитор Б. Черногорский. Г. занимался пением и игрой на мн.
инструментах (орган, клавесин, скрипка, виолончель). Совершенствовался
в Вене. В 1737-45 жил в Италии, где занимался под руководством Дж. Саммартини.
В 1741 оперой "Артаксеркс" (либретто П. Метастазио) дебютировал как оперный
композитор. Эта и последующие итал. оперы Г. имели большой успех. В 1745-46
в Лондоне Г. познакомился с ораториями Г. Ф. Генделя, а затем в Париже
с операми Ж. Ф. Рамо. В кон. 40-х гг. в качестве капельмейстера итал. оперной
труппы посетил ряд европ. городов (Гамбург, Копенгаген, Прага и др.). С
1750 Г. надолго поселился в Вене, где в 1754 получил должность придворного
капельмейстера. Наряду с итал. операми с 1758 создавал оперы на франц.
комедийные тексты (Ш. Фавара и др.): "Остров Мерлина", "Осаждённая Цитера",
"Наказанный пьяница", "Одураченный кади", "Пилигримы в Мекку" и др. В 1761
Г. в содружестве с балетмейстером Г. Анджолини создал балет "Дон Жуан",
отличавшийся от совр. ему произв. большим драматизмом. С Веной связано
начало оперной реформы Г., к-рая осуществлялась
им совместно с либреттистом P. Кальцабиджи. За первой реформаторской оперой
"Орфей и Эвридика" (1762) последовали "Альцеста" (1767) и "Парис и Елена"
(1770). Г. в корне изменил трактовку оперного жанра. В традиц. мифологич.
сюжетах Г. прежде всего выявлял глубокое идейное содержание, подчёркивал
гражданственные идеи (подчинение личного общественному, самопожертвование
для блага государства). Завершение реформы произошло в Париже, куда Г.
переехал в 1773. Здесь он поставил оперу "Ифигения в Авлиде" (либретто
Ф. дю Рулле по трагедии Ж. Расина, 1774), в новых редакциях оперы "Орфей"
(1774) и"Альцеста" (1776), а также оперы " Армида" (либретто Ф. Кино, 1777),
"Ифигения в Тавриде" (либретто H. Ф. Гийара по Еврипиду, 1779), "Эхо и
Нарцисс" (по мифологич. сказке, 1779). В 80-х гг. Г. снова жил в Вене,
где написал на тексты Ф. T. Клоп-штока 7 од и оперу "Битва Германика" (неоконч.).


Оперная реформа Г. отвечала
передовым устремлениям демократич. кругов накануне Великой франц. революции.
Большую роль в идейной подготовке реформы сыграла деятельность франц. энциклопедистов
(Ж. Ж. Руссо, Ж. Д'Алам-бера, особенно Д. Дидро) и нем. просветителей (И.
Винкельмана, Г. Э. Лессин-га). В музыке Г. стремился к наиболее полному
раскрытию драматич. содержания, не шёл на уступки поверхностным аристократич.
вкусам. В предисловии к "Альцесте", явившемся программным манифестом новой
оперной эстетики, Г. писал: "Я хотел привести музыку к её истинной цели,
которая в том заключается, чтобы дать поэзии больше новой выразительной
силы, сделать отдельные моменты фабулы более захватывающими, не прерывая
действия и не расхолаживая его ненужными украшениями". Гл. достижением
композитора явилось подчинение всех компонентов оперного спектакля (сольного
пения, хора, оркестра, балета) единому замыслу. В ариях Г. отказался от
виртуозных излишеств и внешней помпезности, усилил в речитативных эпизодах;
декламац. выразительность, повысил роль оркестрового сопровождения. Стремясь
преодолеть мозаичность и схематизм номерной структуры оперы, Г. объединял
ряд эпизодов, в т. ч. и балетные номера, в большие сцены, построенные на
едином драматич. развитии. Величеств, звучание придавал операм хор; композитор
усилил значение оркестра, что сказалось на трактовке увертюры, к-рая, по
мнению Г., должна была стать "вступительным обзором содержания". Деятельность
Г. в Париже способствовала повышению уровня оперного исполнительства.


Реформа Г. обладала известной
ограниченностью; обращение к античности лишало произв. нац. своеобразия.
В них были созданы отвлечённые образы героев, представавших как воплощение
обобщённых идей (супружеской верности, подчинения долгу и т. д.). В операх
Г. преобладал общий суровый, возвышенный тон, они были лишены жизненного
многообразия ситуаций и характеров.


В реформе Г. подытожены муз.
достижения многих нац. школ, что способствовало её общеевроп. значению.
Но наибольший резонанс она имела во Франции, где на сторону Г. стали передовые
круги во главе с энциклопедистами. Среди сторонников старых традиций возникла
оппозиция по отношению к творчеству Г., противопоставившая ему творчество
представителя неаполитанской оперной школы H. Пиччини. Бурная полемика,
развернувшаяся в кон. 70-х гг. в Париже по вопросам оперы, получила назв.
"войны глюкистов и пиччинистов". Конечная победа осталась за Г. (влияние
Г. испытал и H. Пиччини), вокруг к-рого возникла оперная школа (А. Саккипи,
А. Сальери, И. К. Фогель). Г. оказал значит, воздействие на композиторов
эпохи Великой франц. революции (Л. Керубини, Э. H. Меюль и др.). Творчество
Г. примыкало к венской классической школе и способствовало формированию
стиля В. А. Моцарта и Л. Бетховена. В 19 в. идеи Г. нашли дальнейшее развитие
в оперной реформе P. Вагнера.


Лит.: Материалы и документы
по истории музыки, переводы под ред. M. В. Иванова-Борецкого, т. 2, M.,
1934; Соллертин-ский И., Глюк, М.- Л., 1937; Pоллан Р., Собрание музыкально-исторических
сочинений, т. 4 - Музыканты прошлых дней, пер. с франц., M., 1938; Ливанова
Т., Музыкальная классика 18 века, M.- Л., 1939; её же, Реформа Глюка и
французский оперный театр перед революцией 1789 года, в сб.; Классическое
искусство за рубежом, M., 1966; Маркус С., История музыкальной эстетики,
т. 1, M., 1959; Tier-sot J., Gluck, P., 1910; Marx A. В., Gliick und die
Oper, Bd 1-2, В., 1863; Einstein A., Gliick. Sein Leben - seine Werke,
Z.- Stuttg., [1934]. Г. В. Крауклис.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я