ГИРОТАХОМЕТР

ГИРОТАХОМЕТР указатель
угловой скорости, прецессионный, или скоростной, гироскоп, датчик угловой
скорости, гироскопическое устройство для определения угловой скорости объекта,
на к-ром оно установлено. Наиболее распространены Г., основанные на использовании
двухстепенного астатич. гироскопа. В таком Г. (рис.) ротор 1 гироскопа
установлен в кардановом кольце (рамке) 2, поворот к-рого ограничивается
пружиной 3, создающей восстанавливающий момент. Погашение собств. колебаний
гироскопа осуществляется демпфером 4.




Принципиальная схема гиротахометра:
1 - ротор; 2 - карданово кольцо; 3 - пружина; 4 - демпфер; 5 - потенциометр;
- оси системы отсчёта, Охуz - оси, связанные с кардановым кольцом.


При вращении объекта вокруг
оси (входная ось) с нек-рой угловой скоростью
рамка повернётся вокруг оси (выходная
ось) на угол р, связанный с равенством:
, где H - кинетич. момент гироскопа, с
- коэфф., зависящий от жёсткости пружины и места её крепления. Значения
3 снимаются с потенциометра 5 и по ним определяется искомая величина.
Порог чувствительности Г. к угловой скорости объекта измеряется десятыми
долями градуса в сек. Существуют и более точные Г., в к-рых используется
поплавковый подвес (см. Гироскопический интегратор).


Г. применяются на летат.
аппаратах в качестве указателей поворотов и чув-ствит. элементов систем
автоматич. стабилизации. На кораблях Г. применяют в успокоителях качки
и в др. системах. Возможно использование Г. и в инерциалъных навигационных
системах.


Существуют также приборы,
наз. гиротахоакселерометрами, определяющие одновременно и угловую скорость,
и угловое ускорение объекта. В них используется астатич. гироскоп с 3 степенями
свободы. Подобные приборы применяют, напр., в автопилотах самолётов.


А. Ю. Ишлинский, С. С. Ривкин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я