ГИРОМАГНИТНЫЙ КОМПАС

ГИРОМАГНИТНЫЙ КОМПАС гироскопическое устройство, применяемое на движущихся объектах и предназначенное
для определения курса объекта по отношению к плоскости магнитного меридиана.
Г. к. представляет собой трех-степенной астатич. гироскоп, снабжённый азимутальной
и горизонтальной системами коррекции; азимутальная коррекция, чувствит.
элементом к-рой является магнитная стрелка, удерживает ось гироскопа 1
в плоскости магнитного меридиана; горизонтальная коррекция удерживает внутреннее
карданово кольцо 2 в положении, перпендикулярном наружному 3. Горизонтальная
система коррекции состоит из потенциометра 5 (рис.) и датчика моментов
S. Азимутальная система коррекции состоит из магнитной стрелки 6, потенциометра
4 и датчика моментов 7. Принцип работы систем коррекции Г. к. аналогичен
таковому в гировертикали с маятниковой коррекцией. Погрешность Г. к. может
достигать неск. градусов. Прибор широко распространён в авиации, применяется
также в морском флоте.


Если магнитная система установлена
вдали от гироскопа, то связь между ними осуществляется с помощью следящей
системы (дистанционный Г. к.). Существуют приборы, у к-рых вместо магнитной
системы применяется индукционный чувствит. элемент. Это т. н. г и р о-индукционный
компас. У него, в отличие от Г. к., отсутствует азимутальный гироскоп и
показания магнитного курса определяются с помощью индукционного чувствит.
элемента, состоящего из пермаллоевого сердечника с схема гиромагнитного
компаса: 1 - ротор; 2, 3 - внутреннее и наружное кардано-вы кольца; 4,
5 - потенциометры; S - магнитная стрелка; 7,8 - датчики моментов.




Принципиальная обмоткой,
ось к-рого устанавливается в плоскости магнитного меридиана. Для повышения
точности прибора индукционный элемент стабилизируется относительно плоскости
горизонта установкой его на гирокамере гировертикали.


А. Ю. Ишлинский, С. С. Ривкин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я