ГИПОТЕЗА

ГИПОТЕЗА (греч.
hypothesis - основание, предположение, от hypo - под, внизу и thesis -
положение), то, что лежит в основе, - причина или сущность. Напр., атомы
Демокрита, идеи Платона, перводвигатель Аристотеля. В совр. словоупотреблении
Г.- выраженное в форме суждения (или суждений) предположение или предугадывание
чего-либо: напр., предугадывание природы в формулировке естественнонауч.
законов. При этом первонач. смысл термина Г. вошёл в содержание понятия
научная Г., выражающего предположит, суждение о закономерной (или причинной)
связи явлений. По выражению И. Канта, Г.- это не мечта, а мнение о действительном
положении вещей, выработанное под строгим надзором разума. Являясь одним
из способов объяснения фактов и наблюдений - опытных данных, Г. чаще всего
создаются по правилу: то, что мы хотим объяснить, аналогично тому, что
мы уже знаем. Любая науч. Г. начинается с познавательного вопроса. Напр.,
Если небесные тела подчиняются закону свободного падения, то каким образом
возможно движение планет?. Вопрос выражает потребность познания - перейти
от незнания к знанию, и возникает тогда, когда для ответа на него уже имеются
нек-рые данные - факты, вспомогат. теории или Г. и др. В этом смысле науч.
Г. по своей гносеологич. роли является связующим звеном между знанием и
незнанием (отсюда роль Г. в процессах науч. открытия), а по своей логич.
роли - формой развития естествознания, поскольку оно мыслит... (Энгельс
Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 555). Характеристика
Г. как осн. формы мысленного освоения мира отражает не только роль Г. в
естествознании, но в равной мере и её роль в обществ, науках. Примером
может служить выдвинутая К. Марксом Г. материализма в социологии, к-рая,
по словам Ленина, впервые возвела социологию на степень науки (см. Поли.
собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 136-37, 139-40).

Для
того чтобы быть научной, Г. должна удовлетворять след, требованиям. 1-е
требование: науч. Г. должна быть (хотя бы в принципе) проверяемой, т. е.
следствия, выведенные из неё путём логич. дедукции, должны поддаваться
опытной проверке и соответствовать (или удовлетворять) результатам опытов,
наблюдений, имеющемуся фактическому материалу и т. д. Отсюда - тенденция
науки придавать науч. Г. точную логич. (математич.) формулировку, обеспечивающую
включение Г. в качестве общего принципа в дедуктивную систему с последующим
сравнением результатов дедукции с результатами наблюдений и экспериментов.
Чисто логич. скелета-процедуры введения Г. в (дедуктивное) доказательство
и их исключения даётся, напр., правилами т. н. естественного логического
вывода (см. Логика). Техника методов подтверждения Г., в частности
её вероятности при данном уровне знания, исследуется в индуктивной и вероятностной
логике
(см. Индукция), в теории статистич. решений. 2-е требование:
Г. должна обладать достаточной общностью и предсказательной силой, т. е.
объяснять не только те явления, из рассмотрения к-рых она возникла, но
и все связанные с ними явления. Кроме того, она должна служить основой
для вывода заключений о неизвестных ещё явлениях (свойство, характерное,
в частности, для т. н. математич. Г.). 3-е требование: Г. не должна быть
логически противоречивой. Из противоречивой Г. по правилам логики можно
вывести любые следствия, как проверяемые в смысле 1-го требования, так
и их отрицания. Противоречивая Г. заведомо лишена познавательной ценности.
1-е и 2-е требования отличают науч. Г. от т. н. рабочих Г., рассчитанных
только на условное объяснение данного явления и не претендующих на отображение
действительного положения вещей. Рабочие Г. часто используются как промежуточные
звенья в науч. построениях благодаря их дидактич. ценности.

Лит.: Нави
ль Э., Логика гипотезы, СПБ, 1882; Джевонс С., Основы науки, СПБ, 1881,
гл. 23; Асмус В. Ф., Гипотеза, в кн.: Логика, М., 1956; Кузнецов И. В.,
О математической гипотезе, Вопросы философии, 1962, № 10; Поиа Д., Математика
и правдоподобные рассуждения, пер. с англ., М., 1957; Копнин П. В., Гипотеза
и познание действительности, К., 1962; Новосёлов М. М., К вопросу о корректном
применении вероятностных методов при анализе мыслительных задач, Вопросы
психологии, 1963, №2;Вилькеев Д. В., Роль гипотезы в обучении, Советская
педагогика, 1967, №6; Баженов Л. Б., Современная научная гипотеза, в кн.:
Материалистическая диалектика и методы естественных наук, М., 1968.

Б.
В. Бирюков, М. М. Новосёлов<.






А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я