ГИМНАЗИЯ

ГИМНАЗИЯ среднее общеобразоват.
уч. заведение. Термин Г. заимствован из Др. Афин (см. Гимнасий).
Впервые
Г. была названа ср. школа, открытая в Страсбурге в 1538. В 16-18 вв. Г.
стали возникать во многих городах Германии. В 19 в. Г. назывались ср. школы
для мальчиков в Австро-Венгрии, Болгарии, Германии, Голландии, Греции,
Дании, Сербии и нем. кантонах Швейцарии.

С развитием капитализма в различных
странах возникла потребность в появлении таких уч. заведений, в к-рых учащиеся
получали бы практически полезные знания; усилился протест против классицизма
Г. В результате возникли реальные училища, а затем в сер. 19 в.
наряду с классич. Г.- реальные, без преподавания греч. языка. В классич.
Г. в конце 19 - нач. 20 вв. преподаванию древних языков стало уделяться
меньше внимания, но эти Г. оставались господствующим типом среднего уч.
заведения.

В России первые Г. были созданы в Петербурге
-Академическая гимназия (в 1726), в Москве - при университете (в
1755) и в Казани (в 1758), но они не имели единого уч. плана. Особое значение
для истории Г. имел введённый в 1804 Устав учебных заведений, подведомственных
университетам, согласно к-рому в Г. принималась молодёжь по окончании уездных
училищ без экзаменов, независимо от сословия. Г. имела 4-летний курс обучения.
По Уставу 1828 вновь были введены сословные ограничения: Г. предназначались
для детей дворян и чиновников; из уч. плана были исключены философия, политэкономия,
право как вольнодумные науки, введены греческий язык, закон божий; установлена
казарменная дисциплина, широко применялись телесные наказания; усилился
шпионаж за учащимися и т. д. В 1852 были утверждены 3 типа Г.: 1) с естественной
историей и законоведением с 5-го класса, в зависимости от подготовки к
университету или к службе с добавлением для первых лат. Языка; 2) с законоведением
(для готовящихся к службе); 3) с лат. и греч. языками в большем объёме.

Устав гимназий и прогимназий 1864 установил
след, типы Г.: 1) классич. Г. с греч. и лат. языками, с незначит. количеством
часов на естествознание и физику; 2) классич. Г. с лат. языком; 3) реальная
Г. без древних языков, с естествознанием и физикой в большем объёме. Были
учреждены также прогимназии. В 60-х гг. возникают женские гимназии.

В 60-е гг. 19 в., в условиях подъёма
общественно-пед. движения, борьба вокруг Г. приняла острый характер. Резко
выступали против классического кошмара, формального характера гимназич.
образования революц. демократы, хотя они и признавали положит, значение
подлинного гуманизма и классицизма. Они требовали, чтобы Г. давала такие
знания, к-рые имели бы практич. значение и были бы нужны в первую очередь
для развития рус. культуры и экономики. Кажущуюся связь между понятиями
классицизм и гуманизм разоблачал К. Д.
Ушинский.
Он считал, что
классицизм в том виде, в каком он существует в рус. Г., противоречит подлинному
гуманизму, что нет никаких оснований преувеличивать значение древних языков
в истории человеческой культуры и в развитии мышления учащихся. В 1871
был принят Устав гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения,
по к-рому единств, типом Г. признавалась 7-классная классич. Г. с 8-летним
курсом обучения (7-й класс делился на 2 года) и с преподаванием лат. и
греч. языков (на них отводился 41% уч. времени).

В конце 19 и нач. 20 вв. под влиянием
усилившегося в России обществ, движения и дальнейшего развития пром-сти
Мин-во просвещения предпринимало ряд попыток перестроить классич. Г., приспособить
её к требованиям жизни. В 1914 был принят новый уч. план Г., к-рый свидетельствовал
о значит, ослаблении классицизма, формализма и усилении реальных знаний.

Окончившие Г. с золотой и серебряной
медалями принимались в университет в первую очередь и без экзаменов, остальные
также без экзаменов, но по конкурсу аттестатов. На 1 янв. 1913 в России
было 434 Г. и прогимназии с 142935 уч-ся. После Окт. революции Г. как тип
уч. заведения была ликвидирована. См. также ст.
Классическое образование.

Лит.: Алешинцев И. А., История
гимназического образования в России (XVIII и XIX в.), СПБ, 1912; Ган е
л ин Ш. И.,

Очерки по истории средней школы в России
второй половины XIX в., 2 изд., М., 1954; Смирнов В. 3., Реформа начальной
и средней школы в 60-х годах XIX в., М., 1954; Das Schulwesen sozialistischer
Lan-der in Europa, В., 1962. Ш. И. Ганелин,



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я