ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА

ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА механизм
для бесступенчатого изменения передаваемого от двигателя крутящего момента
или частоты вращения вала машины-орудия; рабочий процесс Г. п. осуществляется
за счёт работы лопастных насоса и турбины. Г. п. была предложена в нач.
20 в. в виде соосно расположенных центробежного насоса и турбины, сближенных
т. о., что их колёса образуют горообразную полость, заполненную рабочей
жидкостью - маловязким маслом или водой. Побудителем движения жидкости
является насос, колесо к-рого соединено с двигателем; энергия, полученная
жидкостью от насоса, передаётся турбиной приводимой машине.

Г.
п. только с двумя колёсами - насосным и турбинным (рис.), имеет равные
на обоих валах крутящие моменты и наз. гидродинамической муфтой (гидромуфтой).
В номинальном режиме частота вращения турбинного вала гидромуфты на 1,5-4%
меньше частоты вращения вала насоса; кпд гидромуфты составляет 95-98% .

Гидротрансформаторы
имеют три лопаточных колеса (насосное, направляющего аппарата и турбинное)
или более. Они бывают с одно- или многоступенчатой турбиной. В последнем
случае удаётся расширить область изменения частоты вращения вторичного
вала и получить большее увеличение крутящего момента на турбинном колесе
по отношению к моменту на валу насоса в режиме страгивания, т. е. когда
турбинный вал полностью остановлен (у трёхступенчатых турбин до 12:1).
Г. п. допускают регулирование крутящего момента за счёт изменения заполнения
их рабочей полости. Этот способ широко применяется для регулирования гидромуфт.
Чтобы уменьшить падение кпд в гидротрансформаторах, регулирование ведут
поворотом лопастей рабочих колёс. В нек-рых конструкциях гидротрансформаторов
предусматривается отключение направляющего аппарата, что обращает механизм
в гидромуфту - это т. н. комплексная передача. Г. п. строятся с передаточным
отношением от 0,6 до 6 и кпд 0,86-0,92. Раздельная Г. п., т. е. отдельно
расположенные насос и турбина, соединённые трубами, позволяет произвольно
размещать турбину относительно двигателя, дробить мощность двигателя между
неск. потребителями и, наоборот, суммировать мощность неск. двигателей
для привода одной машины. Несмотря на то, что кпд раздельных Г. п. составляет
65-70%, они находят всё большее применение в тех случаях, когда приводимая
машина должна размещаться в месте, где невозможно или затруднено обслуживание:
приводы буровых установок, насосы топливных систем летат. аппаратов, насосы
хим. установок и др.

Гидродинамические
передачи: а - гидротрансформатор; б - гидромуфта; 1 - рабочее
колесо насоса, установленное на ведущем валу; 2 - рабочее колесо гидротурбины,
установленное на ведомом валу; 3 - неподвижный направляющий аппарат
- реактор. Стрелками показано направление потока рабочей жидкости.

Наибольшее
применение Г. п., как автоматически действующие бесступенчатые передачи,
нашли в трансмиссиях автомобилей, на тепловозах, в судовых силовых установках,
приводах питат. насосов и дымососов ТЭЦ. Мощность приводимых через гидромуфты
насосов ТЭЦ доходит до 25 000 кет.

Лит.: ГавриленкоБ.
А., Минин В. А., Рождественский С. Н., Гидравлический привод, М., 1968.

В.
А. Минин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я