ГЕТЕ

ГЕТЕ (Goethe)
Иоганн Вольфганг (28.8. 1749, Франкфурт-на-Майне,- 22.3.1832, Веймар),
немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель. Выдающийся представитель
Просвещения в Германии, один из основоположников нем. лит-ры нового времени,
разносторонний учёный, обнаруживший в своих работах по естествознанию ...гениальные
догадки, предвосхищавшие позднейшую теорию развития (Энгельс Ф., см. Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 287).

Сын
имперского советника, образованного бюргера, Г. учился в Лейпциге (1765-68)
и Страсбурге (1770-71), слушал лекции по юриспруденции и мн. другим науч.
дисциплинам, включая медицину. В Страсбурге Г. познакомился с И. Г. Гердером
и стал участником движения Бури и натиска. В 1775 приехал в
Веймар по приглашению герцога Карла Августа. Пренебрегая мнением двора,
Г. вступил в гражд. брак с работницей цветочной мастерской Кристианой Вульпиус.
Великую французскую революцию принял сдержанно, но в сент. 1792, в битве
при Вальми, гениально определил всемирно-историч. значение победы революц.
войск Франции: С этого дня и с этого места начинается новая эпоха всемирной
истории. Важное значение имела для Г. дружба с Ф. Шиллером (с 1794). В
Веймаре Г. руководил организованным им в 1791 театром.

Ранние
поэтич. произв. Г. (1767-69) тяготеют к традициям анакреонтич. лирики.
Первый сб. стихов Г. издал в 1769. Новый период его творчества начинается
в 1770. Лирика Г. периода Бури и натиска - одна из самых блестящих страниц
в истории нем. поэзии. Лирич. герой Г. предстаёт воплощением природы или
в органич. слиянии с ней (Путник, 1772, Песнь Магомета, 1774). Он обращается
к мифология, образам, осмысляя их в бунтарском духе (Песнь странника в
бурю, 1771-72; монолог Прометея из неоконченной драмы, 1773). История,
драма Гёц фон Берлихинген (1773) отразила события кануна Крестьянской войны
16 в., прозвучав суровым напоминанием о княжеском произволе и трагедии
раздробленной страны. В романе Страдания юного Вертера (1774) Г., использовав
форму сентиментального романа в письмах, передаёт драматич. личные переживания
героя и в то же время создаёт картину нем. действительности. В драме Эгмонт
(1788), начатой ещё до переезда в Веймар и связанной с идеями Бури и натиска,
в центре событий - конфликт между иноземными угнетателями и народом, сопротивление
к-рого подавлено, но не сломлено; финал драмы звучит призывом к борьбе
за свободу.

Десятилетие
1776-85 - переходное в творч. развитии Г. Реакция на индиви-дуалистич.
бунтарство обусловила мысль Г. о необходимости самоограничения личности
(Границы человечества, 1778-81; Ильменау, 1783). Однако верный ге-роич.
заветам гуманизма, Г. утверждает, что яеловек способен к творческим дерзаниям
(Божественное, 1782). В этом противоречивость мировоззрения Г. Поэт не
мог полностью избежать гнетущего влияния отсталых социальных отношений,
и поэтому он .... то колоссально велик, то мелок; то это непокорный, насмешливый,
презирающий мир гений, то осторожный, всем довольный, узкий филистер (Энгельс
Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соя., 2 изд., т. 4, с. 233). В конце 80-х
гг. 18 в. оформляется концепция т. н. веймарского классицизма - особого
варианта европейского и нем. просветительства. В идее гармонии, воспринятой
Г. от И. Винкельмана и разработанной Г. и Шиллером, утверждение
идеала гармония, личности сочетается с программой постепенных реформ, происходит
замена идей борьбы идеей воспитания, что в конечном счёте означало примирение
с существующими порядками (драма Торквато Тассо, 1780-89, изд. 1790).

Языческо-материалистич.
восприятие антич. культуры ярче всего выражено в Римских элегиях (1790),
прославляющих плотские радости. Позднее в балладе Коринфская невеста (1797)
Г. противопоставит это жизнеутверждающее язычество аскетич. религии христианства.
Трагедия Ифигения в Тавриде (1779-86, изд. 1787) написана на сюжет др.-грея,
мифа, идея трагедии - победа человечности над варварством. Великая франц.
революция получает непосредств. отражение в Венецианских эпиграммах (1790,
изд. 1796), в драме Гражданин-генерал (изд. 1793), новелле Беседы немецких
эмигрантов (1794-95). Г. не приемлет революц. насилия, но вместе с тем
признаёт неизбежность социального переустройства. В эти годы он пишет сатирич.
поэму Рейнеке-Лис (1793), обличающую феод, произвол. В поэме Герман и Доротея
(1797), написанной гекзаметром, по жанру близкой к идиллии, Г. сталкивает
тихий патриарх, уклад нем. захолустья и небывалое движение, развернувшееся
за Рейном. Крупнейшее произв. Г. 90-х гг. - роман Годы учения Вильгельма
Мейстера (1793-96, изд. 1795-96). Сценич. увлечения героя предстают как
юношеское заблуждение, в финале романа он видит свою задачу в практия.
экономия, деятельности. Фактически это означало примирение с отсталой нем.
действительностью. Яркость реали-стич. бытовых сцен, колоритность образов
сочетаются в романе Г. с надуманно загадочным финалом, изображением таинств,
фигур и т. п. Автобиография, кн. Поэзия и правда из моей жизни (ч. 1 -
4, изд. 1811-33) охватывает ранний период жизни Г., до переезда в Веймар,
и критически оценивает бунтарство Бури и натиска. Итальянское путешествие
(т. 1-3, изд. 1816-29) - замечат. художественный документ эпохи. В семейном
романе Избирательное сродство (изд. 1809) Г. поднимает вопрос о свободе
чувства, но - под знаком отречения и верности семейным устоям. Роман Годы
странствий Вильгельма Мейстера (я. 1 - 3, 1821-29), уже во многом связанный
с традицией нем. романтич. романа, примечателен идеей коллективного труда,
воплощённой как наивная утопия ре-месл. общины. Характерный для романтизма
интерес к Востоку отражён в цикле Западно-восточный диван (1814-19, издан
в 1819), навеянном перс, поэзией. В публицистике последних лет Г., отвергая
тевтономанию и ми-стич. стороны нем. романтизма, приветствует сб. нар.
песен Л. И. Арнима и К. Брентано Волшебный рог мальчика (1806-08), высоко
оценивает романтизм Дж. Г. Байрона. В полемике против националистич. тенденций,
развившихся в Германии в период и после наполеоновских войн, Г. выдвигает
идею мировой лит-ры, не разделяя при этом гегелевского скептицизма в оценке
будущности иск-ва.

Трагедия
Фауст (1-я я.-1808, 2-я ч.- 1825-31) подводит итог развитию всей европ.
просветительской мысли 18 в. и предваряет проблематику 19 в. В обработке
сюжета Г. опирался на нар. кн. о Фаусте (1587), а также на кукольную драму.
В образе Фауста воплощена вера в безграничные возможности человека. Пытливый
ум и дерзания Фауста противопоставлены бесплодным усилиям сухого педанта
Вагнера, отгородившегося от жизни, от народа. Г. передаёт свою мысль в
чеканной формуле, не раз повторявшейся В. И. Лениным: Сера теория, мой
друг. Но вечно зелено дерево жизни. В процессе исканий Фауст, преодолевая
созерцательность нем. обществ, мысли, выдвигает деяние как основу бытия.
В произв. Г. нашли отражение гениальные прозрения диалектики (монолог Духа
земли, противоречивые стремления самого Фауста). У Г. снимается метафизич.
противоположность добра и зла. Отрицание и скепсис, воплощённые в образе
Мефистофеля, становятся движущей силой, помогающей Фаусту в его поисках
истины. Путь к созиданию проходит через разрушение - таков вывод, к к-рому,
по словам Н. Г. Чернышевского, приходит Г., обобщая историч. опыт своей
эпохи. История Гретхен становится важным звеном в процессе исканий Фауста.
Тра-гич. ситуация возникает в результате неразрешимого противоречия между
идеалом естеств. человека, каким представляется Фаусту Маргарита, и реальным
обликом ограниченной девушки из мещанской среды. Вместе с тем Маргарита
- жертва обществ, предрассудков и догматизма церк. морали. В стремлении
утвердить гуманистич. идеал Фауст обращается к античности. Брак Фауста
и Елены выступает символом единения двух эпох. Но это единение лишь иллюзия
- Елена исчезает, а сын их гибнет. Итогом исканий Фауста становится убеждение,
что идеал надо осуществлять на реальной земле. При этом Г. уже понимает,
что новое, бурж. общество, создаваемое на развалинах феод. Европы, далеко
от идеала. Поставленный перед сложным комплексом проблем 19 в., Г. сохраняет
просветит, оптимизм, но обращает его к будущим поколениям, когда станет
возможным свободный труд на свободной земле. Во имя этого светлого будущего
человек должен действовать и бороться. Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой! - таков конечный вывод, вытекающий
из оптимистич. трагедии Г.

Смерть
Г., по словам Г. Гейне, обозначила конец художественного периода в нем.
лит-ре (понятие, означающее, что интересы иск-ва преобладали тогда над
обществ. -политическими ).

Сов.
литературоведение плодотворно работает над освоением наследия Г. В России
творения Г. изучались и переводились начиная с 18 в. В переводах принимали
участие В. А. Жуковский, поэты пушкинского круга, а также Ф. И. Тютчев,
К. С. Аксаков, Н. П. Огарёв, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет. Имеется 23 перевода
1-й ч. Фауста. Первый перевод Фауста сделан в 1838 Э. И. Губером. Лучшими
признаны переводы Н. А. Холодковского и Б. Л. Пастернака. Стихи Г. переводили
Н. Н. Вильмонт, В. В. Ле-вик и др.

Широкую
известность приобрели рисунки Э. Делакруа к Фаусту. На тему Эгмонта сочинил
музыку Л. Бетховен (1810). Ш. Гуно написал оперу Фауст (1859), А. Бойто
- оперу Мефистофель (1868), Г. Берлиоз - ораторию Осуждение Фауста (1846).
С.В.Тураев.

В
области естествознания Г. выполнил ряд работ: по сравнит, морфологии растений
и животных, по физике (оптика и акустика), минералогии, геологии и метеорологии.
Наибольшее историч. значение имеют морфологические исследования Г. В труде
Опыт о метаморфозе растений (1790) им прослежены признаки сходства в устройстве
различных органов растений. В области сравнит, анатомии животных Г. принадлежит
открытие межчелюстной кости у человека (1784, опубл. в 1820 одновременно
с др. анатомич. работами в мемуаре Вопросы морфологии, где, в частности,
изложены представления Г. о том, что череп состоит из слившихся позвонков).
Ему принадлежит самый термин морфология. Возражения Гёте Ньютону, открывшему
сложный состав белого света, были ошибочны, но его труды по теории цветов
сохраняют историч. значение, гл. обр. в области физиологии и психологии
зрения. Взгляды Г. на единство строения растит, и животных организмов позволяют
считать его одним из предшественников Ч. Дарвина. Л. Я. Бляхер.

С style="mso-ansi-language: DE; mso-ansi-font-size: 12.0pt">оч.: style="mso-ansi-language: DE; mso-ansi-font-size: 12.0pt">Werke,
Bd 1-133, Weimar, 1887-1919; Werke in Auswahl, hrsg. und eingelei-tet von
P. Wiegler, Bd 1-6, Вstyle="mso-ansi-language: DE; mso-ansi-font-size: 12.0pt">.,
1949; Werke, Bd 1 - 12, Вstyle="mso-ansi-language: DE; mso-ansi-font-size: 12.0pt">.,
1966; Gesprache, Gesamtausga-be, hrsg. von F. Biedermann, Bd 1 - 5, Lpz.,
1909 - 11; вstyle="mso-ansi-language: DE; mso-ansi-font-size: 12.0pt">русstyle="mso-ansi-language: DE; mso-ansi-font-size: 12.0pt">. перstyle="mso-ansi-language: DE; mso-ansi-font-size: 12.0pt">.-Сочstyle="mso-ansi-language: DE; mso-ansi-font-size: 12.0pt">., подstyle="mso-ansi-language: DE; mso-ansi-font-size: 12.0pt">редstyle="mso-ansi-language: DE; mso-ansi-font-size: 12.0pt">. П.
Вейн-берга, т. 1 - 6, СПБ, 1865 - 71; Собр. соч. Юбилейное изд., т. 1-13,
М.-Л., 1932-49; Избр. произв., М., 1950; Гёте и Шиллер. Переписка (1794
- 1805), т. 1, 1794-1797, М.- Л,, 1937.

Лит.: Маркс
К. иЭнгельс Ф., Об искусстве, т. 1 - 2, М., 1967 (см. Указатель имён);
Me ринг Ф., Литературно-критические статьи, т. 1, М.- Л., 1934; Ш а г и-нян
М., Гёте (1749 - 1832), М.- Л., 1950; Жирмунский В., Гёте в русской литературе,
Л., 1937; ЛихтенштадтВ. О., Гёте. Борьба за реалистическое мировоззрение,
П., 1920; Гейман Б, Я., К спорам о Гёте, Вестник ЛГУ, 1961, N°
14, в. 3; Эккерман И. П., Разговоры с Гёте в последние годы его жизни,
пер. с нем., вступ. ст. В. Ф. Асмуса, [М. -Л.], 1934; [Гёте], Литературное
наследство, т. 4-6, М., 1932; Легенда о докторе Фаусте. Изд. подгот. В.
М. Жирмунский, М.- Л., 1958; Т у р а е в С. В.. И. В. Гёте, 2 изд., М.,
1957; Вильмонт Н., Гёте, М., 1959; КопелевЛ.. Фауст Гёте, М., 1962; Золотусский
И., Фауст и физики, М., 1968; Волков И. Ф., Фауст Гёте и проблема художественного
метода, М., 1970; К а на ев И. И., Гёте как естествоиспытатель, Л., 1970;
В е с h е г J. R., Der Befreier, В., 1949; Grotewohl О., Amboss oder Hammer,
В., 1949; Dem Tiichtigen ist diese Welt nicht stumm, Jena, 1949; Lukacs
G., Goethe und seine Zeit, В., 1950; Fischer K., Goethe-Schriften, Bd 1
- 9, Hdlb., 1888 - 1903; Korff H. A., Geist der Goethezeit, 2 Aufl., Tl
1 - 5, Lpz., 1955 - 57; Rilla P., Goethe in der Litera-turgeschichte, В.,
1949; Den Manen Goethes. style="mso-ansi-language: DE; mso-ansi-font-size: 12.0pt">Gedenkreden
von 1832 bis 1949, Weimar, 1957; Kolloquium iiber Probleme der Goethefor-schung,
Weimarer Beitrage, 1960, Sonderheft; Tiimmler H., Goethe in Staat und Poli-tik,
Koln, 1964; Scholz G., Faust-Ges-prache, Вstyle="mso-ansi-language: DE; mso-ansi-font-size: 12.0pt">.,
1967; We r t h e i m U., Goethe-Studien, Вstyle="mso-ansi-language: DE; mso-ansi-font-size: 12.0pt">.,
1968.

style="mso-ansi-language: DE; mso-ansi-font-size: 12.0pt">

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я