ГЕРОИЗМ

ГЕРОИЗМ героическое,
свершение выдающихся по своему обществ, значению действий, отвечающих интересам
нар. масс, передовых классов и требующих от человека личного мужества,
стойкости, готовности к самопожертвованию.


Идеалы Г. развивались на
протяжении многовековой истории человечества, запечатлеваясь первоначально
в формах стихийно складывающегося массового нравств. сознания, устного
нар. творчества (в частности, в т. н. героич. эпосе), а в дальнейшем становясь
предметом художеств, лит-ры и иск-ва, специальных теоретич. дисциплин -
этики, эстетики, социологии, психологии.


Вопрос об ист. природе Г.
был впервые поставлен итал. философом Дж. Вико (18 в.), считавшим Г. характерной
чертой лишь определённого периода в развитии человечества, т. н. "века
героев", предшествующего "веку людей". Связывая Г. с условиями жизни антич.
общества, Вико отрицал возможность Г. в последующий, "разумный" период
истории. Эта концепция получила всестороннее развитие у нем. философа Г.
Гегеля, к-рый отличит, признаком "героич. века" считал совпадение индивидуальной
самостоятельности, личного дела и его всеобщего значения и относил его
к периоду, предшествующему становлению развитого гос.-правового строя.
Однако история показала, что и установление бурж.-правового гос-ва в борьбе
с феодализмом породило своих героев. "... Как ни мало героично буржуазное
общество, для его появления на свет понадобились героизм, самопожертвование,
террор, гражданская война и битвы народов" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 120). Идеологи Просвещения (Ж. Ж. Руссо - Франция,
Г. Э. Лессинг, Ф. Шиллер - Германия) и революц. романтизма (Дж. Г. Байрон
- Англия, К. Ф. Рылеев - Россия, Дж. Мадзини - Италия) создали концепции
бунтарства героической личности, борющейся за нац. и политич. свободу и
"естественное" равенство людей. В реакц. романтизме, наоборот, герой противопоставлялся
народу, "толпе" и даже обожествлялся в "культе героев" (Т. Карлейль - Англия),
а во 2-й пол. 19 в. в философии Ф. Ницше (Германия) получил моральное
право на насилие. Эти идеи получили развитие и в реакц. течениях бурж.
мысли 20 в., к-рые подчёркивают индивидуальную исключительность героя и
связывают Г. с милитаризмом (Д'Аннунцио - Италия, А. Ро-зенберг, А. Боймлер
- Германия).


В освободит, движении России
19 в. проблема героич. личности ставилась в связи с воспитанием революционера-профессионала
у народников (П. Л. Лавров, С. М. Степняк-Кравчинский), у идеологов
анархизма (М. А. Бакунин, С. Г. Нечаев). Однако идеализация единичного
героич. акта и индивидуального подвига личности встретила критику уже у
Н. Г. Чернышевского, к-рый заметил, что "... оказываются бессильными те
личности, которые ... не ищут помощи своему начинанию в самостоятельной
деятельности всей массы народа" (Поли, собр. соч., т. 4, 1948, с. 71).
Эту критику развили марксисты Г. В. Плеханов и в особенности В. В. Боровский,
к-рый показал недостаточность для победы революции "... индивидуальных
героических усилий самопожертвования..." (Соч., т. 2, 1931, с. 290).
Г. масс становится необходимым условием победы социалистич. революции и
нового, коммунистич. строя. Именно в эпоху перехода от капитализма к социализму
получила широкую разработку марксистско-ленинская концепция Г., отличит,
чертой к-рой является слияние индивидуального подвига, геройской инициативы
отдельных групп с массовыми героич. действиями. Г. опирается не только
на моральную силу личности, но и на материальную силу революц. движения
масс. Октябрьская революция и строительство социализма и коммунизма, Великая
Отечеств, война породили в народе героич. подвиги в вооруж. борьбе и героич.
повседневный труд, нашедший своё выражение в социалистич. соревновании,
ударничестве, стахановском движении, в движении за коммунистич. отношение
к труду. Инициаторы этих движений стали в СССР нац. героями. По словам
В. И. Ленина, победа социализма "... ни в коем случае не может быть решена
героизмом отдельного порыва, а требует самого длительного, самого упорного,
самого трудного героизма массовой и будничной работы" (Полн. собр. соч.,
5 изд., т. 39, с. 17-18). В СССР учреждены почётные звания Героя
Советского Союза (1934) и Героя Социалистического Труда (1938).


Трудовой Г. стал массовым
и в др. социалистич. странах.


Борьба народов против фашизма,
а также борьба за нац. и социальное освобождение после 2-й мировой войны
1939-45 породила разные формы индивидуального и массового Г. Символом и
практич. образцом Г. стала упорная многолетняя борьба вьетнамского народа
против империализма США. Разнообразие форм героич. подвигов получило отражение
в различных теориях Г., иногда абсолютизирующих успех тех или иных героич.
действий. Так, в странах Д. Востока и Лат. Америки возникли концепции,
ограничивающие Г. только "вооружёнными действиями". В связи с активностью
молодёжного, в особенности студенческого, движения появились разные экстремистские
теории -"быть левее левых", быть революционнее всех, возродились ре-лиг,
формы "героического непротивления" (самосожжения буддистов в Юж. Вьетнаме)
и др. Все эти формы и концепции Г. требуют от личности беззаветной
жертвенности и мужества. Однако изолированность индивидуальных действий,
невозможность применения их в массовом масштабе приводят к отрыву от гл.
освободит, и революц. целей движения. "Причина наших побед..., - пишет
В. И. Ленин, - уменье поднять энергию, героизм, энтузиазм масс, сосредоточивая
революционно напряженные усилия на важнейшей очередной задаче" (там же,
с. 305). Величие героич. подвигу придаёт не абстрактное самопожертвование
личности, а его всемирно-ист, содержание, участие в поступательном движении
народов за победу коммунизма, обеспечивающего мир, труд и свободу человеку.


Лит.: Калинин М. И.,
О коммунистическом воспитании, М., 1958, с. 55, 213 - 15, 258, 412-16;
Лафарг П., Соч., т. 3, М.-Л., 1931, с. 82-90; Луначарский А. В., Героизм
и индивидуализм, М., 1925; Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 1, М., 1968, с.
189-201, 266-70; Бруно Дж., О героическом энтузиазме, пер. с итал., М.,
1953; Рено А., Героизм. Примеры героизма и нравственность энергии из истории
всех времён и народов, пер. с франц., СПБ, 1896; Писарев Д. И., Соч., т.
4, М., 1956, с. 7 - 49; Шестаков В., Категория героизма в истории этики,
"Вестник истории мировой культуры", 1960, N° 2.


, Л. Ф. Денисова.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я