ГЕНЕРАЛ-БАС

ГЕНЕРАЛ-БАС (нем. Generalbap, итал. basso generale),
цифрованный бас, непрерывный бас (итал. basso continue), упрощённый способ
записи гармоний с помощью басового голоса и проставленных под ним цифр,
обозначающих созвучия в верхних голосах, а также сам басовый голос с цифрами,
применяющийся при этом способе записи гармоний. Г.-б. возник в Италии в
кон. 16 в. в практике органного и клавесинного аккомпанемента. При аккомпанементе
по Г.-б. на органе или клавесине допускалось разное изложение на основе
данной гармонии. Зарождение Г.-б. связано с бурным ростом гомофонии
в
европ. музыке. В нач. 17 в. практика Г.-б. быстро распространилась в европ.
странах. Все органисты и капельмейстеры были обязаны уметь играть по Г.-б.
Время распространения Г.-б. (примерно 1600-1750) часто называют эпохой
Г.-б.. Образцы Г.-б.- у К. Монтеверди, А. Корелли, А. Скарлатти, И. С.
Баха, Г. Ф. Генделя, Дж. Перголези и др. К сер. 18 в., когда развитие муз.
иск-ва привело к отказу от приблизительности аккомпанемента и роль исполнительской
импровизации была сведена к минимуму, Г.-б. вышел из употребления. Однако
он долго удерживался в педагогич. практике как дисциплина, прививающая
навыки исполнения старинной музыки. Назв. Г.-б. носили и старые учения
о построении и соединении аккордов (см. Гармония).


Лит.: Кольбе О., Краткое руководство к изучению
генерал-баса, пер. с нем., Варшава, 1864; Иванов-Борецкий М.В., Музыкально-историческая
хрестоматия, перераб. изд., т. 1 - 2, М., 1933 - 36; Arnold F., The art
of accompaniment from a through-bass as practised in the 17 -18 centuries,
v. 1-2, N. Y., 1965.

Ю. Н. Холопов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я