ГЕНДЕЛЬ

ГЕНДЕЛЬ (Handel) Георг Фридрих [23.2.1685, Галле,-14.4.1759,
Лондон], немецкий композитор. Зрелое творчество Г. протекало в Англии.
Сын придворного цирюльника-хирурга. Как композитор и исполнитель на различных
инструментах сформировался под руководством композитора и органиста Ф.
Цахау. В 17 лет стал органистом в Галле. В 1703 переехал в Гамбург, где
находился единственный в Германии оперный театр во главе с Р. Кайзером,
поставивший первые оперы Г. Альмира и Нерон. После закрытия театра (1706)
жил в Италии, где создал итал. оперы Родриго (1707), Агриппина (1709),
ораторию Триумф Времени и Правды (первонач. ред.), пасторальную серенаду
Ацис, Галатея и Полифем (1708), камерные кантаты, дуэты, терцеты, псалмы.
В Италии Г. завоевал славу выдающегося клавесиниста.


В 1710-16 жизнь Г. была связана попеременно с Ганновером
и Лондоном. Большой успех имела в Лондоне его опера Ринальдо (1711). С
1720 возглавил в Лондоне оперный театр, создал оперы Радамист (1720), Оттон
(1723), Юлий Цезарь (1724), Роделинда (1725) и др. В этих операх Г. опирался
на распространённый в Зап. Европе тип итал. оперы-сериа. Однако положение
композитора в Англии было трудным. Англ, знать предпочитала произведения
композиторов-итальянцев, бурж.-демократич. круги видели в итал. операх
Г. ущемление нац. интересов. Особенно сильный удар оперной деятельности
Г. нанёс поставленный в 1728 спектакль Опера нищих (текст Дж. Гея, музыка
Дж. Пепуша), в к-ром высмеивалась аристократия и пародировалась итал. опера
(здесь были и цитаты из опер Г.). Театр Г. был закрыт, но композитор продолжал
писать оперы: Орландо (1733), Альци-на (1735), Ксеркс (1738) и др. Новые
крушения надежд привели Г. в 1737 к параличу. По выздоровлении композитор
возвратился к творческой деятельности. В творчестве англ, периода Г. не
остался в стороне от англ. муз. традиций. Он изучал музыку крупнейшего
композитора Г. Пёрселла, ещё в 1717-19 им были написаны хоровые произв.
в стиле англ, культовой музыки Антемы. Обратившись к популярной в Англии
библейской тематике, он создал ораторию Эсфирь (1720; 2-я ред. 1732).


В 1730-х гг. Г. всё чаще обращается к жанру монументальной
оратории (Дебора, 1733, Саул, 1739, Израиль в Египте, 1739, и др.). В 1740-х
гг. оратория полностью вытеснила оперу в творчестве композитора (последняя
опера Г.-Деидамия, 1741). В 1742 в Дублине с большим успехом была исполнена
оратория Мессия, в 1743 завершена оратория Самсон.


В 1745-46, во время вооруж. борьбы англичан против попыток
реставрации династии Стюартов с помощью шотландской армии, героич. творчество
Г. получило наконец всеобщее признание. Произв. Г. этих лет - Гимн добровольцев,
оратории На случай и Иуда Маккавей принимались с энтузиазмом патриотически
настроенной аудиторией. До конца жизни Г. сопутствовала репутация крупнейшего
композитора. Неизменным успехом сопровождались выступления Г. в качестве
органиста. Слепота и тяжёлая болезнь, поразившие Г. в нач. 1750-х гг.,
не дали возможности завершить ораторию Иевфай.


Оперы (св. 40) и оратории (св. 30) занимают ведущее место
в наследии Г. В них выразилось тяготение композитора к драматизму и монументальности.
Г. стремился драматизировать оперу-сериа, усилил роль оркестра и хора,
но не смог до конца реформировать этот устаревший к тому времени оперный
жанр. Гораздо свободнее проявились важнейшие черты творчества Г. в жанре
оратории. Опираясь на образцы 17 в. (Дж. Карис-сими, Г. Шюц) и достижения
оперного иск-ва, Г. создал новый тип оратории, грандиозной по масштабам,
демократической по муз. языку, повлиявшей на творчество мн. зап.-европ.
и рус. композиторов. В своих произв. Г. не только раскрывал с большой силой
личную драму (Самсон, Иевфай), но и показал страдания и борьбу нар. масс.
Библейские сюжеты в героико-драматич. ораториях Г. выражали стремления
и чаяния широких демократич. слоев англ, народа. Нек-рые оратории написаны
на античные сюжеты (Геркулес, Альцеста, Семела). Оптимистич. концепции
ораторий Самсон, Израиль в Египте, Иуда Маккавей и др. во многом предвосхитили
симфонич. замыслы Л. Бетховена.


В ораториях Г. использует формы арий, ансамблей и речитативов,
но особое значение приобретает в них хор. В хорах Г. выступает, как н И.
С. Бах, крупнейшим полифонистом. Значительна в ораториях Г. и роль оркестра
(увертюры, эпизоды изобразит, характера, насыщенный тематич. развитием
аккомпанемент в вокальных эпизодах). К вокально-инструм. жанрам относятся
также пассивны, кантаты, различные культовые произв. Г.


Инструментальное наследие Г. включает оркестровые концерты.
Наиболее популярны 12 кончерто-гроссо, 12 органных концертов в сопровождении
оркестра или ансамбля - новый жанр, созданный Г., сонаты и трио-сонаты
для различных инструментов, клавесинные сочинения. Особо выделяются произв.
для большого оркестрового состава с участием духовых инструментов, предназначенные
для исполнения на открытом воздухе,- Музыка на воде (1716), Музыка к фейерверку
(1749).


Соч.: Werke.
Ausgabe der Deutschen Handelgesellschaft, Bd 1-100, Lpz., 1858-1902; Hallische
Handel-Ausgabe, Ser. 1-4, Lpz.-Kassel, 1955 (издstyle='mso-ansi-language:DE'>. продолжаетсяstyle='mso-ansi-language:DE'>).


Лит.: Роллан Р., Г. Гендель, 2 изд., пер. с франц.,
М., 1934; его же, Портрет Генделя, в его кн.: Музыкальное путешествие в
страну прошлого, Собр. соч., т. 17, Л., 1935; Грубер Р. И., Гендель, Л.,
1935г Ливанова Т. Н., Музыкальная классика 18 века, М.- Л., 1939; С h г
у s а п d е г F., G. F. Handel, Bd 1-3, 2 Aufl., Lpz.. 1919;
Flower N., George Friedric Handel. His personality and his times, new ed.,
L., 1959; L e i с
h t e n t r i t t H.. Handel,
Stuttg.-[u.a.], 1924; Siegmund-Schultze W., Georg Friedrich Handel, 3 Aufl.,
Lpz., 1962; S e r a u k у
W., Georg Friedrich Handel. Sein Leben, sein Werk. Bd 3 - 5, Lpz., 1956
- 58.

Гlang=DE style='mso-ansi-language:DE'>. Вstyle='mso-ansi-language:DE'>. Крауклисstyle='mso-ansi-language:DE'>.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я