ГЕЛЬЦЕР

ГЕЛЬЦЕР Екатерина Васильевна [2(14).11.1876, Москва,-12.12.1962,
там же], советская артистка балета. В 1925 первой из артисток балета удостоена
звания нар. арт. РСФСР. Дочь известного танцовщика В. Ф. Гельцера. В 1894,
окончив Моск. балетную школу, была принята в труппу Большого театра. В
1896-98 артистка Мариинского театра (Петербург). Большое влияние на творчество
танцовщицы оказал балетм. М. И.Пе-типа, в постановках к-рого она выступала
в ведущих партиях. В 1898-35 работала в Большом театре, была основной исполнительницей
в балетах А. А. Горского. Г.- выдающаяся представительница рус. школы классич.
танца. В её исполнении соединялись безукоризненная техника, музыкальность,
танцевальная выразительность и глубокое проникновение во внутр. жизнь сценич.
образа. Лучшая партия, созданная Г. в дореволюц. время,- Саламбо (Саламбо
Арендса, 1910), утверждавшая в балете реалистич. иск-во, психологич. правду.
С 1910 гастролировала за рубежом (выступала в антрепризеС. П. Дягилева).
В 1927, в балете Красный мак Глиэра - первом сов. балете, посвящённом совр.
тематике,- артистка создала образ кит. танцовщицы Тао Хоа. В этой партии
принципы классич. балета нашли своё выражение в образе нового социального
героя. В 30-е гг. гастролировала по Сов. Союзу, выступала в заводских клубах,
в отдалённых уголках страны. В 1942-44 состоялись последние выступления
Г. Среди партий: Лиза (Тщетная предосторожность Гертеля), Медора (Корсар
Пуни и Адана), Одетта-Одиллия (Лебединое озеро Чайковского). Г. вела консультативно-педагогич.
работу. Гос. пр. СССР (1943). Награждена орденом Ленина и орденом Трудового
Красного Знамени.


Лит.: Московский Большой театр. 1825- 1925. М.,
[1925]; Мартынова О., Екатерина Гельцер, М., 1965.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я