ГЕЙНСБОРО

ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (крещён 14.5.1727,
Садбери, Суффолк,-2.8.1788, Лондон), английский живописец и рисовальщик.
Систематич. художеств, образования не получил, в 1740-х гг. в Лондоне учился
у франц. гравёра Ю. Гравло. Позже работал в Садбери, в 1750-х гг.- в Ипсуиче,
с 1759- в Бате, с 1774- в Лондоне. Крупнейший (наряду с Дж. Рейнолдсом)
англ,
мастер портрета 18 в., Г. начинал как пейзажист, проявив уже в ранних работах
чуткость и непосредственность восприятия (Кор-нардский лес, 1748, Нац.
галерея, Лондон); неск. наивным очарованием проникнуты ранние портреты
супругов - провинциальных помещиков, изображённых на фоне полных свежести
усадебных пейзажей (портрет Р. Эндрюса с женой, ок. 1749, галерея Тейт,
Лондон). Развитый стиль портретной живописи Г., сложившийся под влиянием
А. ван Дейка и А. Ватто, характеризуется одухотворённой трепетной
поэтичностью в передаче личного обаяния человека, его тончайших душевных
движений. Особенно проникновенны и изящны женские и юношеские образы (Голубой
мальчик- портрет Дж. Баттола, ок. 1770, галерея Хантингтон, Сан-Марино,
США; портрет герцогини де Бофорт, 1770-е гг., Эрмитаж, Ленинград; Перлита-
портрет миссис Робинсон, 1781, собрание Уоллес, Лондон; портрет Сары Сиддонс,
1784-85, Нац. галерея, Лондон). Интимность и сердечная теплота отличают
парные портреты Г., где ему удавалось передать глубокую внутр. связь близких
людей (Дочери художника, ок. 1759, и Утренняя прогулка- портрет У. Хэллета
с женой, 1785, Нац. галерея, Лондон). Очень лиричны образы крест, детей
(Деревенские Г. независимо от их обществ, положения и возраста ощущаются богатая духовная
жизнь, внутр. независимость, незаурядность характера. Живописная техника
в зрелых работах Г. отличается виртуозной лёгкостью, воздушностью, изысканной
нежностью; динамичная игра мелких разноцветных мазков придаёт картинам
Г. изменчивость, дыхание подлинной жизни. Холодные, голубые тона дополняются
перламутровыми оттенками, богатейшими рефлексами. Эти живописные качества
сообщают особый поэтич. строй и сельским пейзажам Г. с их мягкой гармоничностью,
лёгкой игрой света (Повозка, едущая на ярмарку, 1786, галерея Тейт, Лондон).
Пейзажи и сцены крест, жизни занимают гл. место среди рисунков Г., полных
трепета жизни и серебристой воздушности.


Т. Гейнсборо. Автопортрет. 1754. Собрание Чамли. Англия.


Илл. см. на вклейке к стр. 192.

Лит.: style="mso-ansi-language: EN-US">[Кузнецоваstyle="mso-ansi-language: EN-US">Иstyle="mso-ansi-language: EN-US">.],
Томасstyle="mso-ansi-language: EN-US">Гейнсбороlang=EN-US style="mso-ansi-language: EN-US">,
Мlang=EN-US style="mso-ansi-language: EN-US">., 1963; Wооdаllstyle="mso-ansi-language: EN-US">
M., Thomas Gainsborough, his life and work, L., 1949; Waterhouse E. K.,
Gainsborough, [L.], 1958.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я