ГЕГЕЛЬ

ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27.8.1770,
Штутгарт, -14.11.1831, Берлин), немецкий философ, представитель нем. классич.
философии, создатель систематич. теории диалектики на основе объективного
идеализма. Род. в семье чиновника. В 1788-93 учился в Тюбингенском теологич.
ин-те. В 1793-1801 домашний преподаватель в Берне и Франкфурте-на-Майне.
С 1801 жил в Иене, занимаясь науч. и лит. трудом, в 1807 редактировал газету
в Бамберге. С 1808 по 1816 директор гимназии в Нюрнберге. С 1816 до конца
жизни проф. философии в ун-тах Гейдельберга (1816-18) и Берлина (с 1818).


Мировоззрение Г. формировалось под влиянием идей и событий
Великой франц. революции и отразило в себе осн. противоречия бурж. прогресса.
Осуществление бурж.-демократич. требований мыслилось Г. в форме компромисса
с сословно-феод. строем, в рамках конституционной монархии. Эта обусловленная
экономич. и политич. отсталостью Германии тенденция в воззрениях Г. повлияла
и на способ разработки им специально филос. проблем, в частности проблем
диалектики, придав последней черты терпимости к отжившим формам жизни и
мышления и тем самым ослабив её революционно-критич. характер.


Г. начинал как последователь критической философии И.
Канта
и И. Фихте, но уже вскоре, под влиянием Ф. Шеллинга,
перешёл
с позиций трансцендентального (субъективного) идеализма на точку зрения
абсолютного (объективного) идеализма. Среди др. представителей нем. классич.
идеализма Г. выделяется обострённым вниманием к истории человеческой духовной
культуры. Уже в ранних сочинениях Г. толкует иудаизм, античность, христианство
как ряд закономерно сменяющих друг друга ступеней развития духа и эпох
развития человечества и пытается восстановить их историч. облик. Свою эпоху
Г. считал временем перехода к новой, исподволь вызревшей в лоне христ.
культуры, формации, в образе к-рой явственно проступают черты бурж. общества
с его правовыми и нравств. принципами. В Феноменологии духа (1807) Г. развёртывает
осн. принципы своей филос. концепции. Духовная культура человечества была
впервые представлена здесь в её закономерном развитии как постепенное выявление
творч. силы мирового разума. Воплощаясь в последовательно сменяющих друг
друга образах культуры, безличный (мировой, объективный) дух одновременно
познаёт себя как их творца. Духовное развитие индивида сокращённо воспроизводит
стадии самопознания мирового духа, начиная с акта наименования чувственно-данных
вещей и кончая абсолютным знанием, т. е. знанием тех форм и законов, к-рые
управляют изнутри всем процессом духовного развития,- развитием науки,
нравственности, религии, искусства, политически-правовых систем. Абсолютное
знание, венчающее феноменологич. историю духа, есть не что иное, как логика.
Поэтому заключит, глава Феноменологии духа - программа критич. преобразования
логики как науки, реализованная Г. в последующих трудах и прежде всего
в Науке логики (1812). В этом смысле К. Маркс назвал "Феноменологию духа-..."истинным
истоком и тайной гегелевской философии (Маркс К, и Энгельс Ф., Из ранних
произведений, 1956, с. 624).


Универсальная схема творч. деятельности мирового духа
получает у Г. назв. абсолютной идеи, а Наука логики определяется как науч.-теоретич.
самосознание этой идеи. Абсолютная идея раскрывается в её всеобщем содержании
в виде системы категорий, начиная от самых общих и бедных определениями
- бытия, небытия, наличного бытия, качества, количества и т. д.- и кончая
конкретными, т. е. многообразно определёнными понятиями - действительности,
химизма, организма (телеологии), познания и др. В логике Г. обожествляет
реальное человеческое мышление, исследуемое им в аспекте универсально-логич.
форм и законов, прорисовывающихся через совокупный историч. процесс. Объявляя
мышление субъектом, т. е. единственным творцом всего духовного богатства,
развитого историей, и понимая его как вечную, вневременную схему творческой
деятельности вообще, Г. сближает понятие идеи с понятием бога. Однако,
в отличие от теистич. бога, идея обретает сознание, волю и личность только
в человеке, а вне и до человека осуществляется как внутренне-закономерная
необходимость.


Согласно схеме Г., дух просыпается в человеке к самосознанию
сначала в виде слова, речи, языка. Орудия труда, материальная культура,
цивилизация предстают как позднейшие, производные формы воплощения той
же творческой силы духа (мышления), понятия. Исходная точка развития усматривается,
т. о., в способности человека (как конечного духа) к познанию самого себя
через освоение всего того богатства образов, к-рые до этого заключены внутри
духа как неосознанные и непроизвольно возникающие в нём внутренние состояния.
Центр, место в диалектике Г. занимает категория противоречия как единства
взаимоисключающих и одновременно - взаимопредполагающих друг друга противоположностей
(полярных понятий). Противоречие было понято здесь как мотор, как внутр.
импульс развития духа вообще. Движение это восходит от абстрактного к конкретному,
ко всё более полному, многообразно расчленённому внутри себя и поэтому
-истинному результату. Противоречие, по Г., недостаточно понимать лишь
в виде антиномии, апории, т. е. в виде логически неразрешённого противоречия:
его следует брать вместе с его разрешением в составе более глубокого и
конкретного понимания, где исходная антиномия одновременно и осуществляется,
и исчезает (снимается).


С помощью созданного им диалектич. метода Г. критически
переосмысливает все сферы совр. ему культуры (научной, нравственной, эстетической
и т. д.). На этом пути он всюду открывает напряжённую диалектику, процесс
постоянного отрицания каждого наличного достигнутого состояния духа следующим,
вызревающим в его недрах состоянием. Будущее вызревает внутри настоящего
в виде конкретного, имманентного ему противоречия, определенность к-рого
предполагает и определ. способ его разрешения. Остро критич. анализ совр.
ему состояния науки и её понятий переплетается у Г. с критич. воспроизведением
и филос. оправданием ряда догм и предрассудков совр. ему сознания. Это
противоречие пронизывает не только логику, но и др. части гегелевской филос.
системы - философию природы и философию духа, составляющие соответственно
2-ю в 3-ю части его Энциклопедии философских наук (1817). Философия духа
развёртывается далее в Философии права (1821) и в изданных после смерти
Г. лекциях по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии.
Так, в философии природы Г., критически анализируя механистич. воззрения
науки 18 в., высказывает множество идей, предвосхищающих последующее развитие
естественнонаучной мысли (напр., о взаимосвязи и взаимопереходах определений
времени и пространства, об имманентной целесообразности, характерной для
живого организма, и т. д.), но одновременно отказывает природе в диалектич.
развитии. Рассматривая прошлое лишь с точки зрения тех диалектич. коллизий,
к-рые вели к созреванию настоящего, т. е. современности, некритически понятой
как венец и цель процесса, Г. завершает философию истории идеализированным
изображением прусской конституционной монархии, философию права - идеализированным
изображением бурж. правосознания, философию религии - апологией протестантизма
и т. д.


Вместе с тем гегелевская диалектика заключала в себе возможность
и революционно-критич. переосмысления действительности. Это переосмысление
- с материалистич. позиций - было осуществлено в 40-х гг. 19 в. К. Марксом
и Ф. Энгельсом.


К. Маркс, подчёркивая, что его... диалектический метод
по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой
противоположностью, отмечал: мистификация, которую претерпела диалектика
в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее
и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика
стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической
оболочкой рациональное зерно (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23,
с. 21, 22).


Развитое в Философии права учение Г. об объективном духе
оказало громадное влияние на последующее развитие социологии и социальной
философии (с критики именно этого сочинения Г. началась выработка К. Марксом
материалистич. взгляда на общество и историю - см. там же, т. 1, с. 219-368
и 414-29). Объективный дух охватывает у Г. сферу социальной жизни и понимается
как сверхиндивидуальная целостность, к-рая в своей объективной закономерности
возвышается над отд. людьми и проявляется через их различные связи и отношения.
Объективный дух развёртывается в праве, морали и нравственности, причём
под нравственностью Г. понимает такие ступени объективации человеческой
свободы, как семья, гражд. общество и гос-во. Г. отмечает противоречия
бурж. общества: поляризацию нищеты и богатства, одностороннее развитие
человека в результате прогрессирующего разделения труда и т. д. Большое
место отводил Г. анализу труда, к-рый считал осн. фактором процесса становления
человека.Историю Г. рассматривает в целом как прогресс духа в сознании
свободы, причём этот прогресс развёртывается через дух отд. народов, сменяющих
друг друга в историч. процессе по мере выполнения своей миссии. Идея объективной
закономерности, прокладывающей себе дорогу независимо от желаний отд. лиц,
нашла своё превратное отражение в гегелевском учении о хитрости мирового
разума, пользующегося индивидуальными интересами и страстями для достижения
своих целей.


В эстетике наиболее важной для её последующего развития
оказалась содержательная трактовка Г. прекрасного как чувственного явления
идеи, причём акцент в понимании эстетического был сделан Г. на том, что
идея берётся здесь не в её чистой, логич. форме, но в её конкретном единстве
с нек-рым внеш. бытием. Это определило гегелевское учение об идеале и ступенях
его развития (формах иск-ва). Последние дифференцируются в зависимости
от соотношения между идеей и её внеш. образом: в символической художеств,
форме внеш. образ лишь намекает на идею (к этой стадии Г. относит вост.
иск-во), в классической - идея и её образ находятся в равновесии и полностью
соответствуют друг другу (антич. иск-во), в романтической - над внеш. формой
преобладают духовный элемент, глубина души и бесконечность субъективности
(выросшее на основе христианства ср.-век. и новое европ. иск-во).


В лекциях по истории философии Г. впервые изобразил историко-филос.
процесс как поступательное движение к абсолютной истине, а каждую отд.
филос. систему - как определённую ступень в этом процессе.


Бурж. философия послегегелевской поры не смогла усвоить
действительные завоевания Г. в области логики. Гегельянство развивалось
скорее по линии культивирования формальных и мистич. тенденций гегелевской
философии (см. Гегельянство, Неогегельянство). Формальный аппарат
диалектики Г. оказал сильное влияние на экзистенциализм (Ж. Ипполит,
Ж.
П. Сартр, М. Хайдеггер).


Критически переработанная с материалистич. позиций философия
Г. является одним из теоретич. источников марксистско-ленинской философии
- диалектич. материализма. В этом плане соч. Г. до сих пор остаются лучшей
школой диалектич. мысли, на что не раз указывали К. Маркс, Ф. Энгельс,
В. И. Ленин.


Соч.: Werke,
Bd 1 - 19, В lang=DE style="mso-ansi-language: DE">., 1832-87; Samtliche
Werke, hrsg. von H. Glockner, Bd 1-26, Stuttg., 1927 - 40; Samtliche Werke.
Kritische Ausgabe, hrsg. von G. Lasson und J. Hoffmeister, Bd 1-30, Lpz.
- Hamb. 1923-60 - ; rheologische Jugendschriften Tubingen, 1907; Briefe
von und an Hegel Bd 1 - 3, Hamb., [1969]; врус lang=DE style="mso-ansi-language: DE">.
пер style="mso-ansi-language: DE">. -Сочинения,
т lang=DE style="mso-ansi-language: DE">. 1-14, М style="mso-ansi-language: DE">.-Л.,
1929-59; Эстетикат lang=DE style="mso-ansi-language: DE">.
1 - 2-, М style="mso-ansi-language: DE">., 1968 - 69 - ;
Наука style="mso-ansi-language: DE">логикит lang=DE style="mso-ansi-language: DE">.
1-, М style="mso-ansi-language: DE">., 1970; Работыразныхлет style="mso-ansi-language: DE">,т.1
- 2 М., 1970-71.


Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии
права, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 219 - 368, 414-29;
Маркс К. иЭнгельс Ф., Немецкая идеология, там же, т. 3; и х же, Из ранних
произведений, М., 1956, с. 621 - 642; Энгельс Ф., Л. Фейербах и конец классической
немецкой философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В.
И., Философские тетради, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29; Гаим Р., Гегель
и его время, пер. с нем., СПБ, 1861; К э р д Э., Гегель, пер. с англ.,
М., 1898; Фишер К., Гегель, его жизнь, сочинения и учение, пер. с нем.,
СПБ, 1902-03; Ильин И. А., Философия Гегеля как учение о конкретности бога
и человека, т. 1 - 2, М., 1918; Овсянников М. Ф., Философия Гегеля, М.,
1959; БакрадзеК. С., Система и метод философии Гегеля, Тб., 1958; Гулиан
К. И., Метод и система Гегеля, т. 1-2, М., 1962- 1963; Маньковский Б. С.,
Учение Гегеля о государстве и современность, М., 1970; Гулыга А., Гегель,
М., 1970; Rosenkranz К., G. W. F. Hegels Leben, В., 1844; Dilthey W., Die
Jugendgeschichte Hegels, В., 1905; H a e-ring Th., Hegel, Bd 1-2, Lpz.,
1929-38; Glockner H., Hegel, Bd 1-2, Stuttg., 1929-40; его же, Hegel-Lexikon,
Bd 1-4, Stuttg., 1934-39; Hyppolite J., Genese et structure de la Phenomenologie
de 1'Esprit de Hegel, P., 1946; Kojeve A., Introduction a la lecture de
Hegel, [P., 1947]; Lukасs G., Der junge Hegel, 2 Aufl., В., 1954; Litt
Th., Hegel, Hdlb., 1953; Lowith K., Von Hegel bis Nietzsche, 5 Aufl., Stuttg.,
1964; Rosenzweig F., Hegel und der Staat, Bd 1-2, 2 Aufl., Aalen, 1962;
Hegel bei den Slaven, hrsg. von D. Tschizewskij, 2 Aufl., Bad Homburg,
1961; Hegel-Studien, [hrsg. von F. Nicolin und O. Poggeler], Bd 1 -5-,
Bonn, 1961-68; Beyer W. R., He-gel-Bilder, В., 1967.

Э. В. Ильенков.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я