ГАРМОНИЧЕСКОЕ СРЕДНЕЕ

ГАРМОНИЧЕСКОЕ СРЕДНЕЕ число
, обратное к-рому есть арифметическое среднее чисел, обратных данным
числам




ГАРМОНИЯ (греч. harmonia
- связь, стройность, соразмерность), соразмерность частей и целого,
слияние различных компонентов объекта в единое органич. целое. В Г. получают
внешнее выявление внутр. упорядоченность и мера бытия.


В др.-греч. философии Г.
означала организованность Вселенной, космоса, противостоящую хаосу. У пифагорейцев
Г. вытекает из центрального для них понятия числа как синтеза предела и
беспредельного; космос, по их учению, представляет собой ряд концентрически
расположенных вокруг Земли сфер, расстояния между к-рыми соответствуют
числовым соотношениям муз. октавы (Г. сфер). Гераклит углубил понятие
"Г.", истолковывая её как единство противоположностей : "Враждующее соединяется,
из расходящихся - прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу"
(Аристотель, Никомахо-ва этика, VIII, 2,1155 в. 4). У Гераклита
Г.- не внешнее объединение разрозненных частей, а их внутр. единство: "Скрытая
гармония сильнее явной" (Ипполит, Ref., IX, 9). Учение пифагорейцев
о Г. космоса развил Платон в диалоге "Тимей". Кроме того, он придал понятию
"Г." социальное, нравств. значение: Г. как совокупность достоинств
человека-гражданина, проявляющаяся в его физич. облике, поступках, речах
и создаваемых им произведениях (см. "Государство", III, 400 Е-401А).
Аристотель рассматривал Г. как единство и завершённость целого, как единство
в многообразии.


Эпоха Возрождения выдвинула
идеал гармонически развитого человека, к-рый стал знаменем гуманизма.
Основы
Г. эстетика Возрождения видела в идеальной пластич. организации человеческого
тела, во взаимопроникновении внешнего и
внутреннего, в согласованности частей и целого, света и тени, в математич.
точности законов перспективы и др. Г. считалась существенным признаком
и даже источником прекрасного. По мнению Леонардо да Винчи, "...гармония
складывается, не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего
порождается человеческая красота" (Избр. произв., т. 2, М.- Л., 1935, с.
76).


В 18 в. понятие Г. разрабатывалось
метафизиками-рационалистами. Г. Лейбниц развил учение о "предустановленной"
Г., утверждая, что все монады соответствуют друг другу и это соответствие
установлено богом (см. "Монадология", § 51 ел.); в частности, соответствуют
друг другу душа и тело (см. там же, § 78). Эстетика Просвещения,
восприняв антич. понимание Г., подчёркивала её воспитат. значение. Англ,
философ А. Шефтсбери считает гл. задачей воспитание в человеке гармонич.
уравновешенности разл. аффектов, достигающейся полнотой человеческих чувств;
что прекрасно, то гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально,
то истинно (А.А.С. Shaftsbury, Characteristics of men, manners, opinions
and times, 1711). Понятие Г. играло большую роль в эстетике И. И.
Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. Кант, перенеся источник Г. в человеческий
субъект, понимал Г. прежде всего как согласованность между рассудком и
чувственностью ("Критика способности суждения"). Развёрнутую теорию
Г. дал Гегель. "Гармония представляет собой соотношение качественных различий,
взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи" ("Эстетика",
т. 1, М., 1968, с. 149). Г., по Гегелю, характеризует внешнюю чувственную
определённость материала иск-ва. Г. внутреннего и внешнего, человека и
среды, действительности и фантазии характерна для сравнительно ранних этапов
истории, особенно для Др. Греции, и не способна выразить богатства духовной
жизни, к-рое несёт в себе "романтическое искусство", т. е. иск-во нового
времени. Она уступает место коллизиям, к-рые являются выражением дисгармонии,
разлада
и антагонизма. Понятие Г. заняло видное место в утопическом социализме
19
в., в особенности у Фурье, подробно изображавшего будущее идеальное
общество как "строй гармонии".


В своём понимании Г. как
формы выражения идеала марксистско-ленинская эстетика исходит из
того, что антагони-стич. противоречия бурж. общества могут быть преодолены
путём социалистич. революции и построения коммунизма - неантагонистич.
общества, к-рое обеспечивает свободное и гармонич. развитие человека.
Отрицая
нормативистскую трактовку Г. как внешней согласованности частей,
как отсутствия конфликтов, сов. эстетика понимает Г. как отражение в иск-ве
единства противоположностей и закономерности развития действительности.


Лит.: Лосев А.
Ф.,
История античной эстетики, М., 1963; Лосев А. Ф.. Шестаков В. П., История
эстетических категорий, М., 1965, с. 36-84; Zеdеrbаuеr Е., Die Harmonie
im Weltall in der Naturund Kunst, W., 1917; Burchartz M., Gleichnis der
Harmonie, Gesetz und Gestaltung der bildenden Kiinste, Munch., 1949.

А. Ф. Лосев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я