ГАНДИ3М

ГАНДИ3М , социально-политическая и религиозно-философская
доктрина, возникшая в период борьбы Индии за независимость и получившая
название по имени её основоположника- М.К.Ганди. Г.- идеология нац.-освободит,
движения Индии, руководимого национальной буржуазией. Осн. политич. принципы
и характерные черты Г.: достижение независимости Индии мирными средствами,
путём вовлечения в освободит, борьбу широких нар. масс при соблюдении ими
ненасилия; объединение в борьбе за независимость индийцев без различия
религии, национальности, касты и класса под руководством Индийского
национального конгресса;
в области социальных отношений - утверждение
возможности достижения классового мира и разрешения конфликтов между классами
путём арбитража, исходя из концепции об опеке крестьян помещиками, а рабочих
- капиталистами; идеализация патриархальных отношений, призывы к возрождению
сельской общины, кустарного ремесла в Индии и особенно ручного прядения
и ткачества (символом Г. была прялка - чаркха), апелляция к религ. чувствам
народных масс.


Стержнем Г. стал принцип ненасилия. Разработанная Ганди
и принятая его последователями тактика ненасильственной борьбы за независимость
получила назв. сатъяграхи (букв, упорство в истине). Она выражалась
в двух формах: несотрудничества и гражд. неповиновения. Несотрудничество
заключалось в отказе от титулов, пожалованных англичанами, бойкоте правительств,
учебных заведений, организации мирных демонстраций. Гражданское неповиновение
выражалось в нарушении отдельных законов колониальных властей, в проведении
политич. забастовок, харталов и, в исключит, случаях, в отказе от
уплаты налогов. Для тактики Г. характерно стремление разрешить отд. конфликты
с англ, властями, а также социальные противоречия путём переговоров и соглашений
на основе взаимных уступок.


В философии Г. исходит из идеи божеств, реальности, отождествляемой
с истиной; постижение истины связано с процессом морального самоусовершенствования.
Последнее понимается в соответствии с идеей ахимсы, к-рая трактуется расширительно:
не только как воздержание от нанесения физич. вреда живым существам, но
предполагает и воздержание от нанесения духовного вреда. Источником самоусовершенствования
служит ;закон любви; и ;закон страдания;, согласно к-рым последователь
ахимсы должен сознательно брать на себя страдания и быть готовым к самопожертвованию.
Отсюда в Г. проповедь сознательного и добровольного ограничения потребностей,
отказ от жизненных удобств, возведение в идеал аскетич. образа жизни. Из
религ.-этич. концепции Г. естественно следует убеждение в том, что условия
обществ, жизни определяются уровнем нравств. развития людей. Г. предпринимает
попытку поставить политику в зависимость от нравственности. Поэтому Г.
провозглашает примат "средств" (поскольку они есть выражение нравств. воли
человека) над"целями" и вы- двигает"средство" мерилом и критерием политич.
действия.


Ещё при жизни Ганди многие его последователи не принимали
полностью политич. и философские основы гандизма. Так, напр., Дж. Неру
не придавал решающего значения принципу ненасилия в борьбе за независимость,
выступал за развитие крупной пром-сти и т. п. Да и сам Ганди не всегда
был последователен в проведении тактики ненасилия. Так, в период 2-й мировой
войны 1939-45 он допускал необходимость использования вооруж. сил (в условиях
угрозы япон. вторжения в Индию).


После достижения Индией независимости (1947) среди последователей
Г. имеют место серьёзные разногласия по вопросу о путях и методах применения
Г. к проблемам социального, экономич. и политич. развития Республики Индии.


Нек-рыми сов. авторами сложная противоречивая идеология
гандизма освещалась односторонне. Недооценивалась антиимпериалистическая
сторона Г., его роль в сплочении широких масс на борьбу за независимость.


Лит.: Дьяков A.M. и Реиснер H.Mв национально-освободительной борьбе народов Индии, "Советское востоковедение".
1956, № 5; Новейшая история Индии, М., 1959; Комаров Э., Литман А., Мировоззрение
М. Ганди, М., 1969; Ульяновский Р., Предисловие, в кн.: Ганди М., Моя жизнь,
пер. с англ., М., 1969; Мартышин О. В., Политические взгляды М. К. Ганди,
М., 1970; Рол дан Р., Махатма Ганди, пер. с франц., Л., 1924; Намбудирипад
Е. М., Махатма Ганди и гандизм, пер. с англ., М., 1960; Fischer L., The
life of Mahatma Gandhi, L., 1951; Теndu1kar D. G., Mahatma. lang=EN-US style='mso-ansi-language:EN-US'>Life
of Mohandas Karamchand Gandhi, v. 1-8, Bombay, 1951 - 54; Pyarelal, Mahatma
Gandhi. The last phase, v. 1 - 2, Ahmedabad, 1956 - 58; Mukerjee H., Gandhiji.
A study, 2 ed., New Delhi, 1960; Deshpande P. G., Gandhiana. A bibliography
of Gandhian literature, Ahmedabad, 1948; S h a r m a J. S., Mahatma Gandhi.
A descriptive bibliography, New Delhi, 1955; The Mahatma. A Marxist Symposium,
New Delhi, 1969.

Л.М.Дьяков, А. Д. Литман.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я