ГАНДИ

ГАНДИ Мохандас Карамчанд (2.10.1869, Порбандар,-30.1.1948,
Дели), один из руководителей нац.-освободит. движения Индии, основоположник
доктрины, известной под назв. гандизм. Род. в гуджаратском княжестве
Порбандар. Отец Г. был министром в ряде княжеств п-ова Катхиявар. Г. рос
в семье, где строго соблюдались обычаи индуистской религии, что оказало
влияние на формирование его мировоззрения. Получив в 1891 юридич. образование
в Англии, Г. до 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893-1914
служил юрисконсультом гуджаратской торг, фирмы в Юж. Африке. Здесь Г. возглавил
борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные
демонстрации, петиции на имя правительства. В результате южноафриканским
индийцам удалось добиться отмены нек-рых дискриминац. законов. В Юж. Африке
Г. выработал тактику т. н. ненасильственного сопротивления, названную им
сатъяграхой. Во время англо-бурской (1899-1902) и англо-зулусской
(1906) войн Г. создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам,
хотя, по его собственному признанию, считал справедливой борьбу буров и
зулусов; свои действия он рассматривал как доказательство лояльности индийцев
к брит, империи, что, по мнению Г., должно было убедить англичан предоставить
Индии самоуправление. В этот период Г. познакомился с трудами Л. Н. Толстого,
к-рый оказал на него большое влияние и к-рого Г. считал своим учителем
и духовным наставником.


По возвращении на родину (янв. 1915) Г. сблизился с партией
Индийский национальный конгресс и вскоре стал одним из ведущих лидеров
нац.-освободит. движения Индии, идейным руководителем конгресса. После
1-й мировой войны 1914-18 в Индии, в результате резкого обострения противоречий
между индийским народом и колонизаторами и под воздействием Великой Окт.
социалистич. революции, началось массовое антиим-периалистич. движение.
Г. понял, что, не опираясь на массы, нельзя добиться от колонизаторов ни
независимости, ни самоуправления, ни каких-либо др. уступок.


Г. и его последователи разъезжали по Индии, выступая на
многолюдных митингах с призывами к борьбе против англ, господства. Эту
борьбу Г. ограничивал исключительно ненасильственными формами, осуждая
всякое насилие со стороны революц. народа. Он также осуждал классовую борьбу
и проповедовал разрешение социальных конфликтов путём арбитража, исходя
из принципа опеки. Эта позиция Г. отвечала интересам индийской буржуазии,
и партия Инд. нац. конгресс поддержала её полностью. В 1919-47 Нац. конгресс
под руководством Г. превратился в массовую национальную ан-тиимпериалистич.
орг-цию, пользовавшуюся поддержкой народа. Вовлечение масс в нац.-освободит,
движение является осн. заслугой Г. и источником его огромной популярности
в народе, прозвавшем Ганди Махатмой (Великой душой).


Г. идеализировал патриархальные отношения, проповедовал
исключительность историч. развития Индии. Он выступал за возрождение крестьянской
общины, деревенского ремесла, кустарной пром-сти на основе повсеместного
введения ручного прядения и ткачества, в к-рых видел не только средство
ликвидации безработицы и облегчения положения трудящихся, но и возможность
освободить экономику Индии от иностр. зависимости.


Г. боролся против всех проявлений англ, политики ;разделяй
и властвуй;, против разжигания индусско-мусульм. розни, против сохранения
каст "неприкасаемых"и др. В период подъёма нац.-освободит. движения
в Индии (1919-22) Г. возглавил кампанию ненасильственного несотрудничества
с англ, властями. Однако в февр. 1922 руководство Нац. конгресса по предложению
Г. прекратило эту кампанию ввиду насильственных мер жителей местечка Чаури-Чаура
по отношению к английским полицейским, применившим оружие против участников
демонстрации. После этого массовое движение в Индии пошло на спад. В 1923-28
Г. сосредоточил свою политич. деятельность на агитации за возрождение ручного
прядения и ткачества и за ликвидацию института ;неприкасаемых;. В годы
нового подъёма антиимпериали-стич. движения (1929-33) Г. руководил кампанией
гражд. неповиновения, направленной против правительственной соляной монополии
(см. "Соляной поход"). В 1931 Г. пошёл на компромисс и заключил
соглашение с вице-королём Ирвином, по к-рому Нац. конгресс свёртывал эту
кампанию; Г. соглашался представлять конгресс на конференции "круглого
стола" (см. "Круглого стола" конференции), а вице-король обязался
освободить арестованных конгрессистов и пойти на нек-рые уступки инд. буржуазии.
В сент. 1934 Г. заявил о выходе из Нац. конгресса, но фактически Г. оставался
лидером Нац. конгресса до конца жизни.


Г. неоднократно подвергался арестам и сидел в тюрьмах
(напр., в 1922-24, 1930-31, 1942-44), в заключении и на свободе не раз
объявлял голодовки (с целью достижения единства индусов с мусульманами,
в знак протеста против института ;неприкасаемых; и пр.). Голодовки Г. вызывали
большое возбуждение в рядах его последователей и иногда заставляли правительство
идти на уступки.


В 1942, во время 2-й мировой войны, когда англ, пр-во
отказалось сформировать нац. инд. пр-во, и в связи с ростом антиимпериалистич.
настроений Г. выдвинул в отношении англ, колонизаторов лозунг: "Вон из
Индии!", мотивируя это тем, что только независимая Индия сможет оказать
сопротивление япон. агрессорам. В обстановке подъёма массового антиколониального
движения в 1946-47, приведшего к завоеванию Индией независимости (1947),
Г. осуждал революц. выступления масс (в т. ч. и восстание инд. моряков
в февр. 1946). В это же время Г. выступал против братоубийственных кровопролитных
столкновений между индусами и мусульманами, начавшихся в связи с подготовкой
и осуществлением раздела Индии на два государства - Индию и Пакистан. Г.
выступал с призывом к единению индусов и мусульман. 30 янв. 1948 Г. был
убит членом индусской шовинистич. орг-ции. Инд. народ глубоко чтит память
Г., убеждённого борца за дело нац. независимости. В советской историч.
литературе до сер. 50-х гг. допускались неправильные, односторонние оценки
роли Г. в общест-венно-политич. жизни Индии, в антиимпериалистической борьбе
инд. народа.


Соч.:
Collected works, v. 1-10, Delhi, 1958-63; Young India. 1919 -1Уstyle='mso-ansi-language:EN-US'>22,
Madras, 1922; Young India, LV. 2]. 1924-1926, N. Y., 1927; Basic education,
Ahmedabad, [1956]; вstyle='mso-ansi-language:EN-US'>рус. пер.- Моя
жизнь, М., 1969.


Лит. см. при ст. Гандизм. A.M. Дьяков.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я