ГАЛЕН

ГАЛЕН Клавдий (Claudius
Galenus) [129, Пергам, -201 (?), Рим], римский врач и естествоиспытатель,
классик античной медицины. В Пергаме изучал медицину и философию
Платона,
Аристотеля,
стоиков, эпикурейцев. Совершил путешествие в Александрию,
Смирну, Коринф. Переехал в Рим (164), стал врачом имп. Марка Аврелия.
Оставил более 400 трактатов по медицине философии, из к-рых сохранилось
ок. 100 (преим. по медицине). Изучал анатомию и физиологию, широко
пользуясь опытами над животными (производил вскрытие трупов обезьян и т.
д.). В клинич. концепциях Г. продолжал разрабатывать
гуморальное учение Гиппократа. Г. опровергал мнение Аристотеля о
мозге как о железе, выделяющей слизь для охлаждения теплоты сердца, считал
его средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности. Описал
четверохолмие, блуждающий нерв, 7 пар черепномозговых нервов.
В опытах с перерезкой на разных уровнях спинного мозга свиней показал
значение функций корешков спинного мозга: чувствительных задних и двигательных
передних (в 19 в. описаны шотл. врачом Ч. Бел-лом и франц. Ф. Мажанди).
Г. изучил мн. мышцы: им точно описаны мышцы позвоночного столба, спины
и др. Выделил 3 слоя в стенках артерии. Обнаружение им на трупах недоношенных
младенцев овального отверстия в межжелудочковой перегородке, а также отсутствия
крови в левом сердце и артериях (следствие острой смерти животных и гладиаторов)
послужило основанием для создания им по существу первой в истории науки
концепции о движении крови, просуществовавшей вплоть до открытий А. Везалия
и У. Гарвея. Согласно этой концепции, центр кровообращения -
печень. Ею вырабатывается кровь из материала, всасывающегося после приёма
пищи (хилус). Из печени кровь попадает в правое сердце, из к-рого
разносится по всему телу и поглощается тканями. Небольшая часть крови через
межжелудочковую перегородку попадает в левое сердце для питания "пневмы",
наполняющей артерии. Левый желудочек толще, т. к. это необходимо для уравновешивания
сердца и поддержания его в вертикальном положении. Г. описал известные
в его время способы получения лекарств.


Физиологич. представления
Г. предопределили характер понимания им душевной деятельности: трактовку
психич. явлений как порождений органич. жизни, стремление раскрыть их телесную
основу. Это выразилось в его учении о темпераменте. Г. полагал,
что смешение 4 осн. соков, входящих в состав организма, обусловливает не
только здоровье или болезнь тела, но и различие в психич. свойствах людей.
В учении об органах чувств и о произвольных движениях у Г. можно усмотреть
разграничение понятий психики и сознания; последнее толкуется как способность
человека не только иметь восприятия и мысли, но и осознавать их принадлежность
ему. В учении о пневме- своеобразной эфирной субстанции, подобной разогретому
воздуху и являющейся носителем душевной жизни, Г. различает жизненную (физическую)
пневму,
находящуюся в печени, и психическую пневму, находящуюся в мозгу и нервах.


Систематизировав представления
антич. медицины в виде единого всеохватывающего учения, Г. оказал огромное
влияние на последующее развитие медицины вплоть до начала нового времени;
в качестве врача считался непререкаемым авторитетом в течение всего
средневековья.


Соч.: Opera omnia, Venetiis,
1541 - 45; Oeuvres anatomiques, physiologiques et medicales, t. 1-2, P.,
1854-56.


Лит.: Ковнер С., История
древней медицины, ч. 1, в. 1 - 3, К., 1878-88; Лункевич В. В., От Гераклита
до Дарвина. Очерки по истории биологии, 2 изд., т. 1
- 2, М., 1960; История медицины, под ред. Б. Д. Петрова,
М., 1954.


М. М. Левит, М. Г. Ярошевский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я