ГАЙДН

ГАЙДН (Haydn) Франц Йозеф [вероятно, 31.3 (крещён
1.4). 1732, дер. Рорау, Ниж. Австрия,-31.5.1809, Вена], австрийский композитор.
Один из представителей венской классической школы. Сын каретного
мастера. В 1740-49 Г. пел в хоре собора св. Стефана в Вене, где обучался
также игре на инструментах. Нек-рое время был аккомпаниатором у итал. композитора
и преподавателя пения Н.Порпоры. Изучение муз. произв. предшественников
и теоретич. трудов И.Фукса, И.Маттезо-на и др. восполнило Г. отсутствие
система-тич. муз. образования. В 50-х гг. 18 в. Г. написал ряд произв.,
положивших начало его известности как композитора: зинг-шпиль Хромой бес
(пост. 1752, Вена и др. города Австрии), дивертисменты и серенады, струнные
квартеты для музыкального кружка барона Фюрнберга. В 1759-61 Г. был капельмейстером
при дворе графа Морцина, для капеллы которого сочинил свои первые симфонии.
В 1761-90 служил у венгерских князей Эстерхази. Прихоти мецената нередко
заставляли Г. поступаться творч. свободой. Вместе с тем работа с руководимыми
им оркестром и хором благотворно сказалась на его развитии как композитора.
Для капеллы и домашнего театра Эстерхази написано большинство симфоний
(в т. ч. получившая широкую известность Прощальная , 1772) и опер Г. Поездки
Г. в Вену позволили ему общаться с виднейшими из современников, в частности
с В.А.Моцартом. Расцвет творческой деятельности Г. приходится на
80- 90-е гг. 18 в., когда были созданы зрелые квартеты (начиная с опуса
33), 6 Парижских (1785-86) и 12 Лондонских (1791 - 1792,1794-95)симфоний,
оратории, мессы и др. произведения. В 1791-92,1794-95 Г. совершил поездки
в Лондон по приглашению организатора Абонементных концертов скрипача И.П.Заломона.
Пребывание в Англии расширило кругозор Г., способствовало росту его славы.
В 1791 Г. присуждена степень почётного доктора Оксфордского ун-та.


Наряду с К.В.Глюком и В.А.Моцартом Г. своим творчеством
утвердил характерные особенности венской классич. школы: верность оптимистич.
идеалам, синтез интеллектуального и эмоционального начал, диалектич. соотношение
многогранности и целостности, обеспечивающее расцвет циклических инструментальных
форм (симфонии, квартета, сонаты). Иск-во Г. глубоко демократично и связано
с нар. творчеством. Его музыка проникнута ритмами и интонациями австр.,
слав., венг. фольклора, нар. юмором, неистощимой жизненной энергией. Центр,
место в творчестве Г. принадлежит симфониям и струнным квартетам. Если
в области симфонии Г. развивает и совершенствует намеченное его предшественниками,
то в области квартета он первооткрыватель. Зрелые произв. Г. отличаются
органичным сочетанием доступности и содержательности, наивной непосредственности
чувства и трезвой логики мышления, бьющей через край жизнерадостности и
мудрой филос. сосредоточенности. Филос. раздумья в нек-рых произв. Г. предвосхищают
творчество Л. Бетховена, к-рого Г. предваряет и целеустремлённым
использованием принципа мотивно-тематич. разработки. Особое место в наследии
Г. принадлежит ораториям - Сотворение мира (1798) и Времена года (1801),
в к-рых композитор развил традиции лирико-эпич. рраторий Г. Ф. Генделя.
Оратории Г. отмечены новой для этого жанра сочной бытовой характерностью,
красочным воплощением явлений природы, в них раскрывается мастерство Г.
как колориста.


Г. написал 24 оперы, преим. в жанре итал. оперы-буффа
и оперы-сериа, 3 оратории, 14 месс и др. духовные произв., 104 симфонии,
увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов,
концерты для клавира и др. инструментов, 83 струнных квартета, 41 фп. трио,
21 струнное трио, 126 трио для баритона (смычкового), альта, виолончели
и др. ансамбли, 52 клавирные сонаты, различные пьесы для клавира, песни,
каноны, обработки шотл., ирл., валлийских песен для голоса с фп. (скрипкой
или виолончелью по желанию).


Соч.: Gesammelte
Briefe und Aufzeichnun-gen, hrsg. von D. Bartha, Kassel, 1965.


Лит.: Рабинович А. С., Гайдн, в кн.: Избр. статьи
и материалы, М., 1959 Вольман Б., Наследие Гайдна в России Советская музыка
, 1959, № 6; Альшванг А., И. Гайдн, в кн.: Избр. соч. М., т. 2,1965; Р
о h 1 С. F., Joseph Haydn Bd 1-2, Lpz., 1875-82; В о t s t i b е г Н. Haydn,
Bd 3, Lpz., 1927; Koch L., J Haydn, [Bibliographie], Bdpst, 1932; L a n
don H.C.R., The symphonies of J. Haydn, L., 1955; Hoboken A. van, Thematisch-bibliographisches
Werkverzeichnis, Bd 1, Mainz, 1957; Nowak L., J. Haydn, W. - Lpz.-Z., 1951;
Haydn Jahrbuch, hrsg. von H.C.R. Landon, Bd 1-6, W. ,1962-69: Geiringer
K., Haydn. A creative
life in music, N.Y., 1963.

П. А. Вулъфиус.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я