ГАЗОПРОВОД

ГАЗОПРОВОД магистральный,
сооружение для транспортировки на большие расстояния (сотни и тысячи км)
горючих
газов от места их добычи или производства к пунктам потребления.


По способу прокладки различают
Г. подземные, наземные и в насыпи. Подземным способом магистральные
Г. обычно укладывают в Европ. части СССР (в зоне сезонного промерзания
грунта). В сев. районах получила распространение надземная прокладка
Г. на опорах, т. н. "змейкой". В зоне распространения многолетнемёрзлых
грунтов Г. укладывают в насыпь или надземным и подземным способами. В отдельных
случаях Г. располагают на опорах или подвешивают к тросам (большие овраги,
реки), а также прокладывают по дну водоёмов (т. н. дюкеры).


Для предохранения труб от
коррозии (внутр. или внешней) применяют антикоррозийную изоляцию,
а также катодную и протекторную защиту.


Давление газа в магистральных
Г. большой протяжённости поддерживается газокомпрессорными станциями.


В СССР оптимальные параметры
Г.: рабочее давление 5,5 Мн/м2 (ведётся строительство
Г. на рабочее давление до 7,5 Мн/м2); степень сжатия,
обеспечиваемая компрессорной станцией, 1,4 - 1,5; расстояние между соседними
компрессорными станциями ок. 100-120 км; компрессорные агрегаты
обладают большой единичной мощностью - от 5000 до 10 000 квт и более.
Выделившаяся в Г. при транспортировке жидкость (вода, конденсат, масло
и др.) улавливается в конденсатосборниках.


В конечном пункте магистрального
Г. расположены газораспределит. станции, на к-рых давление понижается до
уровня, необходимого для снабжения потребителей. Вблизи крупных городов
сооружаются подземные газовые хранилища, частично неравномерность
суточного газопотребления покрывается за счёт применения газгольдеров.
В
современных магистральных Г. в СССР применяют тонкостенные трубы больших
диаметров от 720 до 1420 мм.


Первые упоминания о Г. относятся
к началу нашей эры, когда для передачи природного газа в Китае применяли
бамбуковые трубы. В конце 18 в. в Европе начали применяться Г. из чугунных
труб, заменённых в 19-20 вв. стальными, обеспечивающими транспортировку
газа под более высоким давлением, чем по чугунным трубопроводам. Наибольшего
размаха добыча природного газа достигла к нач. 20 в. в США (20 млрд. м3),
где общая протяжённость многочисл. коротких Г. достигла 22 тыс. км (1918).
В 1928-31 в США построены Г. протяжённостью от 800 до 1500 км, диаметром
508-660 мм.


Развитие газопроводного транспорта
в СССР до 1941 характеризовалось сооружением Г. из труб малых диаметров
(100-250 мм) для подачи газа от месторождений со сравнительно небольшими
запасами природного и попутного нефтяного газа. Первый Г. дальнего газоснабжения
был сооружён в США в 1944 (Г. "Теннесси"). Диаметр этого Г. ок.
600 мм, длина осн. Г. 3300 км. В последующие годы были созданы
крупные межрайонные системы Г. диаметром до 762- 914 мм. В 1946-50
в СССР сооружаются первые крупные магистральные Г. для подачи газа из месторождений
Саратовской обл. в Москву и из месторождений Предкарпатья в Киев и др.
города Украины. Введённый в эксплуатацию в 1946 Г. Саратов - Москва из
труб диаметром 325 мм протяжённостью 800 км явился первым
в СССР магистральным Г. Затем построены крупнейшие магистрали: Даша-ва-Киев-Москва
(1300 км), Серпухов- Ленинград (813 км), Дашава-Минск (665
км), Шебелинка - Белгород - Курск - Орёл - Брянск (507 км),
Саратов - Горький -Череповец (1188 км), Краснодарский край - Ворошиловград
- Серпухов (ок. 1300 км) и др. Наиболее крупными газотранспортными
системами СССР являются двухниточная система Бухара - Урал общей протяжённостью
4503 км, построенная из труб диаметром 1020 мм, пропускной
способностью 21 млрд. м3 в год, двухниточная система
Средняя Азия - Центр из труб диаметром 1020 и 1220 мм, общей протяжённостью
ок. 5500 км и пропускной способностью 25 млрд. м3
в год. Осн. отличит, чертой строительства в СССР магистральных Г. является
создание единой схемы кольцевания Европейской части (см. карту),
что повышает их нар.-хоз. эффективность, обеспечивает бесперебойность и
надёжность газоснабжения. Характерная особенность развития газопроводного
транспорта в СССР - неуклонное увеличение удельного веса Г. больших диаметров
(табл. 1).







































































Табл.
1. - Структура протяжённости газопроводов в СССР по диаметрам труб, %


Годы


Диаметры
труб, мм


100-273


325-529


720-1020


1959


15


48


37
(0,5)*


1963


11


39


50
(11,2)


1966


10


37


53
(21,0)


*
В скобках - данные труб диаметром 1020 мм.





В 1967 впервые в мировой
практике стали широко применяться трубы диаметром 1220 мм, из к-рых
сооружается Г. Средняя Азия - Центр (вторая линия) и построен Г.
Ухта - Торжок.


Высокая степень механизации
и создание новых высокопроизводит. машин и механизмов позволили резко повысить
темпы трубопроводного строительства. Так, Г. Саратов - Москва строился
2,5 года, Г. Дашава - Киев - 2 года, Г. Ставрополь - Москва протяжённостью
ок. 1000 км, из труб диаметром 720-820 мм строился менее
2 лет. Первая очередь Г. Бухара - Урал протяжённостью 2200 км, диаметром
1020 мм была построена, несмотря на тяжёлые природные условия (пустыня,
скальные грунты), в течение 2 лет, а первая очередь Г. Средняя Азия
- Центр протяжённостью более 2700 км, диаметром 1020 мм сооружена
за 1,5 года.




















































































Табл.
2. - Технико-экономические показатели сверхмощных газопроводов


Показатели


Диаметры
газопроводов, мм


1220


1420


2020


2520


Производительность


1,6


2,37


5,94


10,5


Капиталовложения


1
,25


1,71


3,82


6,15


Металловложения


1,4--!


1,95


4,0


6,13


Удельные
капиталовложения


0,89


0,82


0,68


0,59


Удельные
металло-вложения


0,9


0,82


0,67


0,58






В СССР разработаны предложения
по коренному изменению техники транспорта газа на большие расстояния с
применением труб диаметром до 2-2,5 м. Увеличение диаметров труб
до определённого оптимума для транспорта газа даёт значит, рост производительности
Г., снижает удельные капитальные затраты, эксплуа-тац. издержки и расход
металла. Предварит, технико-экономич. показатели передачи газа по сверхмощным
Г. (за единицу приняты данные по Г. из труб диаметром 1020 мм) приведены
в табл. 2. Сооружение сверхмощных Г. характеризуется высокой экономической
эффективностью. Для передачи из Тюменской обл. и Коми АССР в районы Центра,
Северо-Запада и Урала в ближайшие 7-8 лет ок. 130 млрд. м3
газа в год по Г. из труб диаметром 1220-1420 мм потребовалось бы
строительство 7-8 линий общей протяжённостью ок. 25 тыс. км. Это
же количество газа может быть передано по двум сверхмощным Г.: один диаметром
2,5 м и второй диаметром 2 м.


Макс, диаметр труб, применяемый
в США,-1067 мм, в СССР - 1420 мм; средний диаметр в СССР
674 мм, в США- 410 мм (1968). Строительство сверхмощных
Г. требует организации сверхмощных газовых промыслов с ежегодной добычей
газа 50-100 млрд. м3. Суточная производительность скважины
должна быть 2-3 млн. м3 вместо достигнутой макс, производительности
в 500 - 700 тыс. л3 газа. Трубы диаметром 2020 - 2520 мм
для
сверхмощных Г. намечается изготовлять из стали с толщиной стенки до 25-26
мм
и пределом прочности 550 - 600 Мн/м2 и гарантированной
ударной вязкостью не менее 0,3 Мн/м2 при темп-ре -40°С.
Общая протяжённость магистральных Г. в СССР ок. 70 тыс.
км (1970).


Лит.: Яблонский В.
С., Белоусов В. Д., Проектирование нефтегазопро-водов, М., 1959; Ходанович
И. Е..


Аналитические основы проектирования
и эксплуатации магистральных газопроводов, М., 1961; Справочник по транспорту
горючих газов, М., 1962; Боксерман Ю. И., Пути развития новой техники в
газовой промышленности СССР, М., 1964.

Ю. И. Боксерман, Б. Л.
Кривошеий.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я