ГАЗОВЫЙ КАРОТАЖ

ГАЗОВЫЙ КАРОТАЖ метод выявления
нефтяных и газовых залежей путём систематического определения газообразных и
лёгких жидких углеводородов в буровом растворе, реже в керне.




При пробуривании скважин через неф-тегазоносный
пласт углеводороды попадают в буровой раствор, к-рый и выносит их на поверхность.
Производится эпизо-дич. или непрерывная дегазация бурового раствора, а полученный
газ анализируется. Результаты анализов наносятся на диаграммы, показывающие
изменения состава и содержания углеводородов по разрезу скважины. По этим диаграммам
определяется глубина нахождения нефтеносного или газоносного пласта.




Для проведения работ применяются газокаротажные
станции - автомашины, в к-рых располагаются различные приборы, позволяющие следить
за глубиной забоя скважины, скоростью её проходки и циркуляцией бурового раствора,
анализировать газ, поступающий из дегазатора, определять присутствие нефти в
буровом растворе и др. Результаты анализов газа автоматически регистрируются
с помощью самописца. Учитывая скорость проходки скважины и её глубину, вносятся
поправки, позволяющие более точно определить местоположение залежей нефти и
газа по разрезу скважины.




Г. к. проводится также и при остановке
бурения скважины. Буровой раствор стоит нек-рое время в скважине и обогащается
углеводородами на тех участках раствора, к-рые находятся против нефтеносных
и газоносных пластов. Затем начинается обычная циркуляция бурового раствора
(как при бурении скважины) и проводится Г. к., позволяющий определить интервалы
раствора, обогащённые углеводородами. Вводя поправки, учитывающие глубину скважины
и скорость циркуляции бурового раствора, определяют местоположение нефтяных
и газовых залежей по разрезу скважины.




Проводится также Г. к. по кернам, к-рые
подвергаются дегазации, а извлечённый газ анализируется. Результаты анализов
позволяют делать выводы о местоположении нефтегазоносных пластов. Метод Г. к.
используется также для изучения газоносности угольных пластов. В перспективе
предусматривается совместное применение Г. к. с электрокаротажем.




Г. к. впервые был разработан в СССР
(1933).




Лит.: Соколов В. А., Юровский
Ю. М., Теория и практика газового каротажа, М., 1961; Юровский Ю. М., Разрешающие
способности газового каротажа, М., 1964. Ю. М. Юровский.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я