Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ГАЗЕТНО-ЖУРНАЛЬНЫЕ МОНОПОЛИИ

ГАЗЕТНО-ЖУРНАЛЬНЫЕ МОНОПОЛИИ

ГАЗЕТНО-ЖУРНАЛЬНЫЕ МОНОПОЛИИ крупные
капиталистич. предприятия, владеющие большим количеством газет, журналов
и других средств массовой информации и пропаганды. В деятельности Г.-ж.
м. наглядно проявляется подчинение прессы и др. средств массовой пропаганды
интересам монополистов, тесно связанных с правящими кругами и проводящих
их политику, обнажается зависимость бурж. журналистики от денежного мешка.


Появление Г.-ж. м. связано с общим процессом
вступления капитализма в стадию империализма, с ростом и развитием монополистич.
капитала. Первые газетные тресты возникли в США (трест Скриппса, 1878)
и в Великобритании (трест Ньюнеса, 1881). Вслед за ними были созданы крупные
газетные концерны: в Великобритании - братьев Хармсуортов (получивших впоследствии
титулы лордов Нортклиффа и Ротермира)и Бивербрука; в США - Хэрста, Мак-Кормика
- Паттерсона; в Германии - Гугенберга, Ульштейна и др.


Крупные Г.-ж. м. поглощают газеты более
слабых фирм путём скупки газет и всякого рода "слияния". Сокращение числа
газет сопровождается увеличением тиража крупных монополизированных газет.
Так, в 1952 в США выходило 1865 ежедневных газет (разовый тираж 55 370
тыс. экз.), в Великобритании -122 (31 млн. экз.), во Франции-151 (10 193
тыс. экз.), а в 1966 соответственно в США - 1/54 (61 397 тыс. экз.), в
Великобритании- 106 (26 700 тыс. экз.), во Франции -117 (11 872 тыс. экз.).


Расширяя сферу влияния, Г.-ж. м. своими
капиталовложениями подчинили себе мн. информац. агентства, предприятия
бум. и полиграфич. пром-сти, заводы по изготовлению типографской краски
и т. д. В последние десятилетия с развитием радиовещания и телевидения
они прибрали к своим рукам многие радио-и телевизионные станции. Кроме
того, применяя разнообразные способы давления, "короли" бурж. прессы контролируют
значит, часть не принадлежащих им средств массовой информации и пропаганды
в своих странах. Являясь проводниками идеологич. экспансии империализма
и неоколониализма, Г.-ж. м. стремятся захватить печать, радио и телевидение
развивающихся стран Африки, Азии и Лат. Америки.


К совр. крупнейшим Г.-ж. м. относятся:
в Великобритании - "Ассошиэйтед ньюспейперс" (владеет 3 лондонскими ежедневными
газетами, контролирует 13 ежедневных, 21 еженедельное издание, телевизионную
компанию "Саутерн телевижн", является совладельцем телевизионных станций
Австралии, имеет бум.-целлюлозные предприятия в Канаде), "Интернэшонал
паблишинг корпорейшен", осн. С.Кингом (230 газет и журналов в Великобритании,
Африке и Лат. Америке, капиталовложения в англ, коммерч. телевидении, в
бум. пром-сти Канады), концерн Р.Томсона (169 газет, 150 периодич. изданий,
30 радио- и телевизионных станций в Великобритании, США, Канаде, Азии,
Африке, Лат. Америке); в С Ш А-трест Ганнетта (30 газет, местные радио-
и телевизионные станции), объединение Скриппс - Говард (18 газет, 75% акций
агентства "Юнайтед пресс интернэшонал"), концерн Ньюхауса (22 газеты),
монополия Хэрста (15 газет, 11 журналов, пресс-синдикат, клиентами к-рого
являются ок. 2700 газет), "Тайм - Лайф инкорпорейтед" (журн. "Тайм", "Лайф"
в США, а также их спец. издания для Европы, Азии, Африки и Лат. Америки,
журн. "Форчун", монополии принадлежат радиостанция, предприятия лесной
и бум. пром-сти); в Ф Р Г - монополия Щпрингера (5 ежедневных и 2 воскресные
газеты, неск. иллюстрированных журналов, контролирует 80% прессы ФРГ);
во Франции - монополия по распространению печати Ашетт (имеет ок. 50% капиталовложений
в общенац. распространит, организацию, контролирует издание крупнейшей
вечерней газеты "Франс суар", 11 еженедельников и др.); в Я п о н и и -"Иомиури
симбунся" (токийская ежедневная газета "Иомиури", неск. провинц. газет,
2 телецентра), "Асахи симбунся" (крупнейшая ежедневная газета "Асахи",
ряд вечерних газет и еженедельников), "Майнити симбунся" (вторая крупнейшая
ежедневная газета "Манити", неск. еженедельников и журналов, газета на
англ. яз.).


Господство Г.-ж. м. вызывает протест демократич.
общественности. Так, в 1968 в ФРГ прошли мощные демонстрации, направленные
против деятельности концерна Шпрингера.


Лит.: Бегло.в С., Монополии слова,
М., 1969; Матвеев В. А., Империя Флит-Стрнт, М., 1961; Иностранная печать.
Краткий справочник, М., 1964. Я. Н. Засурский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я